На Главную Страницу

 

Свои пожелания и предложения можно оставить тут

 

Реклама


 

 

 

 

 

 

  Rambler's Top100 Rambler's Top100

ВОКРУГ ВЫБОРОВ В ЗАКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ДАТА ВЫБОРОВ НЕ ОПРЕДЕЛЕНА

Предвыборные баталии идут уже полным ходом. По несколько раз к ряду переделены между кандидатами различных партий и групп влияния округа на выборах в Законодательное собрание третьего созыва, заключены предвыборные "пакты о ненападении" и даже опубликованы списки выдвиженцев. А между тем, господа претенденты и их идейные вдохновители делят шкуру не убитого медведя, так как выборы в петербургский парламент не назначены.
Пикантность ситуации придает крайне узкий временной люфт, отпущенный избирательным законодательством для того, чтобы действующий городской парламент назначил выборы. Страхует ситуацию избирательная комиссия. На тот случай, если депутаты не договорятся и не смогут принять закон о назначении выборов на конкретную дату, за них это сделает Горизбирком.
Законодательство о выборах отличается подробной регламентацией. Любая кампания начинается с того, что на стол председателя избиркома соответствующего уровня ложится календарь выборов, составленный на основе всех применяемых законов и отведенных ими сроков для избирательных действий. Этот календарь - все равно что фарватер, без которого ни один корабль или суденышко не войдет в порт, и соответственно ни один претендент не увидит свое имя в бюллетене для голосования. Точкой отсчета для составления календаря должна быть дата выборов. Ее нет. Нет и календаря, что создает повышенное напряжение и среди кандидатов, теснящихся "на рейде", и в Горизбиркоме, то есть "в порту".
Мучительно выяснявшийся ранее в "новорожденном" Уставном суде Санкт-Петербурга вопрос о дате выборов разрешил только альтернативу - декабрь 2002 года или апрель 2003 года. В июне городские парламентарии сориентировались на декабрь (субботу, 14 декабря). Но Центризбирком разъяснил, что выборы любого уровня на всей территории Российской Федерации могут проходить только в воскресенье, любые переносы выходных и праздничных дней применительно к выборам не работают. Для сохранения принципа преемственности представительной власти выборы могут пройти "не позднее" даты истечения полномочий действующего состава парламента. Воскресенье, 15 декабря, уже не подходит. Значит оптимальная дата - это предыдущее воскресенье - 8 декабря. В пользу этой даты высказался главный в Петербурге защитник избирательных прав граждан - председатель Горизбиркома Александр Гарусов.
Но это лишь половина правды, причем оптимистическая. Вторая половина состоит в том, что депутаты не успеют своевременно назначить выборы и за них это придется сделать Горизбиркому. Но дата в этом случае будет уже другой - 12 января, "второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, когда истекают полномочия парламента нынешнего созыва", как обозначено в федеральном избирательном законодательстве. Убедиться в этом не сложно, составив методом обратного отсчета календарь выборов применительно к обеим датам.
Выборы должны быть назначены за 100-80 дней до голосования, то есть с 29 августа по 18 сентября, если вести обратный отсчет ста дней от 8 декабря. Депутаты, по их собственному решению, первое после парламентских каникул заседание проведут 11 сентября. Казалось бы, что две среды 11-е и 18-е сентября и соответственно два плановых заседания это как раз то, что нужно, для того чтобы принять закон о назначении даты выборов.
Но ситуация, что называется, "нелинейная". "Вторым голосом" в "предвыборной песне" идет демографический процесс. Естественная внутригородская миграция, обмены, переезды, строительство жилья, неравномерный в разных районах Петербурга уровень рождаемости и смертности за четыре года между парламентскими выборами несколько изменяют численность избирателей в 50 городских округах. Законодательство диктует, что округа по численности избирателей не должны существенно отличаться друг от друга. Поэтому практически перед каждыми выборами в парламент приходится корректировать нарезку округов. Есть такая необходимость и сейчас. Корректировку границ нужно провести в 18 из 50 избирательных округов по выборам депутатов петербургского парламента. Где то, как в Центральном и Петроградском районах, численность избирателей сократилась, а в Приморском, наоборот, увеличилась. Горизбирком это предвидел, и своевременно подготовил соответствующий законопроект и внес его на рассмотрение Законодательного собрания 10 июня нынешнего года. Однако у депутатов до отпуска руки до этого законопроекта не дошли. Между тем, примененный нами обратный отсчет показывает, что крайним сроком для принятия закона о новой нарезке округов является 29 августа. Получаются "ножницы" - "поезд уходит" 29 августа, депутаты возвращаются из отпуска почти через две недели.
Практика предыдущих лет показывает, что парламентарии способны на такие жертвы как внеочередные заседания или досрочный выход из отпуска для решения какого либо срочного вопроса. Сейчас такая необходимость налицо.
То, как поведут себя народные избранники в этой коллизии, покажет их истинные интересы и настоящие лица. Парадоксально, но такой, казалось бы пустяк, как своевременное изменение нарезки избирательных округов, может стать маленьким "моментом истины" для петербургского парламента. Либо есть в городе настоящая представительная ветвь власти, которая сознает свою ответственность за отведенный ей законом круг обязанностей и полномочий и защищает интересы избирателей, либо парламент, как веник из известной притчи, давно уже разобран по веточкам чиновниками Смольного, и те вольны и поломать, осерчав, тоненькие прутики, и уложить их в канцелярские книги в виде закладки, и просто позабыть в приемной.
Увы, это не натяжка и не драматургия. Все становится на свои места, если проанализировать различия между выборами 8 декабря и теми же выборами, но 12 января. 8 декабря выборы нормальны и уместны. Они могут получиться скандальными, напряженными, и должны пройти при высокой активности избирателей. Все эти характеристики для выборов нормальны и даже хороши. Кипение страстей и неожиданные результаты - это как раз те характеристики, которыми определяется само понятие выборов.
Совсем другая картина нас ожидает в том случае, если выборы пройдут 12-го января, как раз в промежутке между Рождеством и Старым Новым годом. Интерес к выборам, очевидно, будет низок, ритм предвыборной гонки сбит и смазан праздниками. Выборы в этот день могут предстать совсем в другом свете - как неуместная чужая затея, не сулящая ничего, кроме новых разочарований в своих избранниках. В сочетании с новой нормой законодательства, согласно которой выборы регионального парламента могут быть признаны состоявшимися, если в них приняли участие не менее 20 процентов от числа избирателей внесенных в списки, голосование 12-го января может быть попросту сорвано по причине низкой явки.
Политические последствия этого срыва неутешительны. Если парламент окажется неправомочным, то есть будет избрано менее чем две трети депутатов, то вся его деятельность сведется к приему избирателей. Парламента как органа до повторных выборов в городе не будет, то есть руки исполнительной власти на решающем этапе подготовки к 300-летию Петербурга будут развязаны. Если две трети все же будут, работа нового депутатского корпуса все же не будет достаточно стабильной. Отсутствие одного-двух депутатов может в этом случае привести к срывам заседаний. Разумеется, для исполнительной власти это удобно.
Отсюда вывод, что выборы 12 января /то есть их очевидный срыв/ удобен исполнительной власти для того чтобы депутаты не вмешивались в процесс освоения колоссальных средств, направляемых на предъюбилейное обновление города. Конечно же искушенные в перипетиях городской политики нынешние депутаты весь этот расклад понимают. Потому-то простенькие и скучные вопросы с нарезкой округов и с датой выборов заставят многих депутатов на деле проявить свою сущность, открыть действительное политическое лицо.

Н.Н.Михальченко
Август 2002г.