На Главную Страницу

 

Свои пожелания и предложения можно оставить тут

 

Реклама


 

 

 

 

 

 

  Rambler's Top100 Rambler's Top100

НА ФРОНТАХ ТРЕТЬЕЙ МИРОВОЙ: БУДЕТ ЛИ НОВАЯ "БУРЯ В ПУСТЫНЕ"?

     Крупномасштабная военная операция в Ираке представляется многим международным и российским обозревателям неизбежной. Известно, что на апрель намечена встреча Дж.Буша и Тони Блэра, на которой они намерены в деталях обсудить предстоящую стратегию свержения Саддама Хусейна. Ни озабоченность непредсказуемыми последствиями этих планов, выраженная лидерами Франции, Германии, Евросоюза, России, ни демонстративные шаги к примирению напуганного Саддама Хусейна, который в январе согласился начать без всяких предварительных условий переговоры с ООН, а в феврале даже предложил США помощь и сотрудничество в борьбе против Аль-Каиды и бен Ладена, - ничто это пока не поколебало решимость США.
     Очевидно, Дж.Буша и "ястребов" в его окружении вдохновляет блестящая победа в Афганистане. Однако, если последствия свержения талибов в Афганистане можно было просчитать, то каким будет Ирак без Саддама Хусейна, и останется ли на картах мира вообще такая страна, - ответ на этот вопрос никто сейчас дать не может. Напомним, что после операции "Буря в пустыне" в 1990 году США позволили Саддаму Хусейну подавить мятежи и сохранить свою власть. Позволили именно потому, что Ирак мог просто развалиться на три части: южную шиитскую, которую мог аннексировать Иран; северную курдскую, на которой могло образоваться Курдское государство, угрожающее Турции; центральные суннитские районы, статус которых представлялся тогда неопределенным.
     После почти 12 лет санкций против Ирака, которые по замыслу Запада должны были ослабить режим личной власти Саддама Хусейна, произошло скорее обратное - его диктатура только укрепилась. Оппозиция ему раздроблена и включает сейчас, по подсчетам аналитиков, более 90 (!) разрозненных и рассеянных по всему миру групп. Самой крупной из них является Иракский национальный конгресс (ИНК) во главе с доктором математики, банкиром Ахмадом Чалаби, покинувшим Ирак сразу после свержения монархии в 1958 году и возглавившим ИНК в 1992 году. Однако, курдские партии, которые составляют костяк ИНК, готовы в любой момент передраться между собой. Поэтому Вашингтон делает теперь ставку на другую силу - на бывших высших иракских офицеров, в разное время сбежавших из Ирака. Среди них, бывшие нач. генштаба генерал Низар аль-Хазраджи, нач. штаба Республиканской гвардии генерал Наджиб ас-Салихи, бригадный генерал Фаузи аш-Шамари и другие. Это в основном чудом уцелевшие участники июньского заговора 1996 года, который был организован ЦРУ среди более сотни офицеров-суннитов и с треском провалился через внедренную агентуру Хусейна.
      Решение о свержении Хусейна принято Дж.Бушем давно. Некоторые аналитики считают даже, что события 11 сентября не столько подтолкнули администрацию Буша к решительным действиям в отношении Ирака, сколько отсрочили их - известно, что ключевые совещания в Белом доме по иракской проблеме состоялись еще весной летом 2001 года.
     Поводом к началу операции может послужить конфликт, который , как полагают, должен неизбежно возникнуть в мае этого года, когда ООН приступит к пересмотру продленной ранее на полгода иракской программы "Нефть в обмен на продовольствие": Вашингтон выдвинет абсолютно неприемлемые для Ирака условия инспекции военных объектов. В середине марта вице-президент США Дик Чейни посетил 11 стран Ближнего Востока, но, как было объявлено, "не с целью поиска союзников, а с тем, чтобы поставить их в известность о наших планах". Речь идет о значительно более мощной, чем в Афганистане военной операции, в которой примут участие около 150 тысяч солдат (6 дивизий США), и, видимо, английские силы.
     ИНТЕРЕСЫ РОССИИ. Иракское руководство давно сделало ставку на сотрудничество в условиях санкций с Египтом и Сирией, а из неарабских стран - с Россией, Китаем и Францией. Эти страны также лоббируют интересы Ирака в СБ ООН. Россия в этом списке занимает особое положение. Только за последние шесть месяцев наш товарооборот с Ираком превысил 1.4 млрд долларов, превысив показатели Египта и Франции, которые все последние годы были главными импортерами иракских товаров. После того, как эти страны проявили колебания и готовы были пойти на компромисс с США по вопросу введения "умных санкций" (которые затронули бы прежде всего интересы Ирака и России), Багдад пошел на приоритетное расширение сотрудничества с Россией, предоставив нам до трети всего иракского рынка (это доходы по 700 млн долларов в год). Кроме того, российским нефтяным компаниям предложено контрактов на 40 млрд долларов. Так, "ЛУКойлу" и "Зарубежнефти" отдано самое крупное месторождение нефти на юге Ирака - Западная Курна-2, прибыль от которого оценивается в 20 млрд долларов. На этом фоне даже долг Ирака России в 7-14 (по разным оценкам) млрд долларов представляется уже второстепенным фактором, хотя Саддам Хусейн и клянется, что выплатит его немедленно по снятии экономических санкций. Если учесть, что для России 2003-2004 годы будут самыми напряженными по выплатам собственных долгов, то становится понятно, что "иракская карта" для нас - козырная.
     Тем не менее, в середине марта министр обороны С.Иванов во время визита в США заявил, что, хотя Россия против нападения на Ирак, но она не выйдет из антитеррористической коалиции, если США все же развернут военную операцию. Это заявление означает, во-первых, что в Кремле считают военную операцию США против Ирака практически неизбежной, и, во-вторых, что Кремль располагает сведениями о причастности Саддама Хусейна к мировому терроризму или производству оружия массового поражения, и не может защитить ("отмазать") его перед США.
     ПРОГНОЗЫ. Сначала проанализируем достоверность наших прошлых прогнозов по Ираку. Отметим, что мы еще в феврале прошлого года (ИБ№3-2001) анализировали ситуацию вокруг Ирака и пришли тогда к выводу, что судьба Саддама Хусейна решится летом 2002 года. Затем мы несколько раз возвращались к этим прогнозам, и в августе прошлого года (еще до событий 11 сентября в США) пришли к выводу, что роль России в урегулировании ситуации вокруг Ирака (а также на Ближнем Востоке) значительно возрастет с февраля 2002 года. В августе прошлого года (ИБ№9-2001) мы писали и о том, что Россия в феврале-марте начнет корректировать свою прежде невнятную (скорее по советской традиции пропалестинскую) позицию в арабо-израильском конфликте. Действительно, во время своего визита в Израиль спикер СФ С.Миронов демонстративно отменил запланированную встречу с Я.Арафатом, заявив, что он должен более внимательно изучить позиции Израиля.
     Некоторые российские СМИ (в основном оппозиционные В.Путину), а также такие политики, как Г.Зюганов и Е.Примаков обрушились на спикера СФ с резкой критикой, и даже МИД вынужден был как бы оправдываться перед арабским миром, заявив, что ближневосточная политика России остается неизменной. Напомним, однако, что еще 27 января В.Путин выразил недовольство позицией и недостаточной активностью российского МИД на Ближнем Востоке (а также по вопросу снятия санкций с Ирака). 28 января МИД России впервые за все время арабо-израильского конфликта довольно определенно осудил администрацию Палестинской автономии (дословно) "за ее несостоятельность", хотя и призвал Израиль "не полагаться в решении конфликта только на силу". Отметим, кстати, что мы еще в сентябре прошлого года (ИБ№10-2001, с. 11) точно спрогнозировали, что Россия в январе-феврале 2002 года впервые после затяжного молчания начнет определять свои позиции на Ближнем Востоке в сторону осторожной поддержки Израиля.
     Мы прогнозировали также, что уже в феврале России удастся повлиять на ранее непримиримые позиции Хусейна относительно инспекций ООН и относительно США. Как видно теперь, в марте, эти наши давние прогнозы оказались весьма точными. Напомним, что в конце января вице-премьер Ирака Тарик Азиз был в Москве и пытался добиться встречи с В.Путиным, однако, ему было заявлено, что пока Ирак не даст согласия на возобновление инспекции ООН, делать ем у в России нечего и никаких встреч не будет. В феврале Хусейн не только объявил, что готов к переговорам с ООН без всяких предварительных условий, но и по дипломатическим каналам предложил США сотрудничество в борьбе с международным терроризмом Аль-Каиды и бен Ладена. Россия в марте провела торговые переговоры с Ираком.
     Однако, как говорится, "против лома нет приема". США настроены решительно и ни на какие переговоры с Хусейном пока идти не собираются. Если быть объективным, то надо признать, что у США есть основания не доверять иракскому диктатору. Можно не сомневаться, что если бы США сейчас пошли на переговоры с ним, то Саддам Хусейн начал бы просто всячески затягивать время, обставляя согласие своего сотрудничества с США (а также и с ООН) длинным рядом неприемлемых для Запада условий. Все это уже было, это пройденный этап. И США, и Россия, как мы отметили выше, видимо располагают убедительными свидетельствами причастности иракского диктатора к мировому терроризму и тайному производству оружия массового поражения.
     Как будут развиваться события дальше? Очень горячими будут последние дни марта; в эти дни (и затем в апреле) вероятны значительные колебания цен на нефть и даже кратковременная паника на биржевых и фондовых рынках. Около 28 марта последуют громкие заявления мировых лидеров по всем горячим вопросам: от цен на нефть до ситуации в Израиле и вокруг Ирака.11-13 апреля будут заложены новые ритмы событий, которые проявятся позже, в последнюю декаду апреля. 21-23 апреля можно ожидать важного заявления В.Путина в связи с международной обстановкой, а около 27 апреля - новые громкие заявления мировых лидеров. Конец апреля - критический период и для Первеза Мушараффа в Пакистане.
     Визит Дж.Буша в Москву и Санкт-Петербург намечен на 23-26 мая. Главные события, связанные с Ираком (и Ближним Востоком) развернутся раньше, в апреле и в первой половине мая. Мы прогнозируем, что 5-15 мая будет самое резкое обострение ситуации на Ближнем Востоке и в связи с Ираком. В этот же период, как мы неоднократно писали раньше, сильно повышена вероятность новых крупных тер. актов в США и России (в Москве).
      Возможно, что США будут готовы начать крупномасштабную военную операцию уже в начале мая, причем бывший российский военный аэродром под Тбилиси (Марнеули) будет использован для рейдов ВВС США на Ирак. Саддам Хусейн сделает очень резкие заявления, фактически шантажируя мир угрозами ударов по Израилю. Мир будет на грани большой войны. Отношения России и США будут на грани разрыва. Тем не менее, наш анализ позволяет предположить, что до полного разрыва и до большой сухопутной войны дело не дойдет. Критическая точка будет пройдена около 13 мая. США откажутся от крупномасштабной сухопутной военной операции (или приостановят ее ход) в Ираке, но на переговорах в Москве В.Путину придется пойти на значительные уступки по другим вопросам.
     В частности, он будет вынужден, конечно, оказать сильное давление на Саддама Хусейна, чтобы заставить его пойти на беспрецедентные ранее уступки в вопросах контроля и разоружения. При этом, вероятно, экономические санкции против Ирака на какой-то период сохранятся. В.Путину придется также оказать давление на Сирию и руководство палестинской автономии для урегулирования ситуации в Израиле. В связи с этим мы прогнозируем, что процесс урегулирования на Ближнем Востоке (в Израиле) сдвинется с мертвой точки только в июне-июле с.г.
     Но это не все уступки, на которые придется пойти В.Путину на саммите в Москве. Мы прогнозируем также, что в случае согласия США приостановить (или прекратить) военную операцию в Ираке, В.Путину придется под давлением США и Запада в целом пойти на переговоры с А.Масхадовым по Чечне, и "приструнить" международные амбиции и внутренние разборки с оппозицией "батьки" Лукашенко в Белоруссии. С другой стороны, в ходе неофициальных переговоров с Дж.Бушем В.Путин может получить "добро" на ужесточение борьбы с олигархами, прежде всего с Б.Ьерезовским и В.Гусинским. Естественно, В.Путин подвергнется очень резкой критике как внутри страны, прежде всего, конечно, со стороны левой оппозиции, Зюганова, так и извне, со стороны дружественных Березовскому и Гусинскому международных структур и СМИ.
     Будут ли стоить такие уступки (Палестина, Чечня, Белоруссия) временного мира в Ираке? (Временного - потому что война с Ираком для США все равно неизбежна). Выше мы написали, что "цена" Ирака для России - это 7-14 млрд долларов иракского долга и около 50 млрд долларов будущей прибыли. С другой стороны, надо учесть, что полное снятие санкций с Ирака экономически пока невыгодно России, так как нефть Ирака на свободном рынке тут же обрушит мировые цены на топливо и Россия может потерять на этом больше, чем Ирак отдаст долгов. Надо также учесть, что если В.Путину удастся отвести угрозу крупномасштабной сухопутной военной операции США в Ираке, то Россия значительно поднимет свой международный статус как среди арабских стран, так и в Европе (особенно во Франции и Германии), и в отношениях с Китаем, который, как известно, также поддерживает Ирак в СБ ООН.
      Однако, все это не значит, что больше всех выиграет в результате Саддам Хусейн. В нашем анализе вторая половина мая и июнь выглядят для него в любом случае (договорится Путин с Бушем или нет) максимально негативно. Значит ли это, что в случае достижения договоренностей ему придется капитулировать перед США и открыть все свои секретные объекты для инспекций? Вероятно, именно так и будет. Окончательно его судьба решится в конце ноября этого года.
      Если В.Путину в мае не удастся договориться с Дж.Бушем по основным вопросам, то можно уверенно прогнозировать с июня резкое ужесточение внутренней политики в России, "закручивание гаек" как в сфере "свободы слова" (частично), так и во внутренней политике (сильно) и в экономике, и в силовых ведомствах. Кстати, в этом случае А.Квашнин в июне может сменить С.Иванова на посту министра обороны. Либеральные реформы в сфере среднего и малого бизнеса (а также земельная) не прекратятся, но естественные монополии, ВПК и крупный бизнес будут поставлены под очень жесткий контроль, а борьба с коррупцией примет самые жесткие формы.

Б.Романов
26 марта 2002г.