На Главную Страницу

 

Свои пожелания и предложения можно оставить тут

 

 

Реклама


 

 

 

 

 

 

  Rambler's Top100 Rambler's Top100

Раздел II. Aнализ текущей ситуации и общие политические прогнозы и рекомендации

НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ

С ФРОНТОВ ТРЕТЬЕЙ МИРОВОЙ: ЧТО ДАЛЬШЕ?
Крупномасштабная военная операция США и их союзников в Афганистане закончена, но по договору с новым правительством американские ВВС продолжают время от времени наносить удары по базам и отдельным отрядам талибов по мере их обнаружения. Значительная часть талибов перешла под знамена Северного альянса еще в октябре-ноябре, однако, как полагают военные обозреватели, десятки тысяч организованно отступили на базы в горах и малодоступных районах Афганистана и Пакистана. Пока они обживаются там, но уже в ближайшие недели, а особенно с наступлением весны можно ожидать их значительной активизации и координированных диверсий в Кабуле и других городах страны. Мы прогнозируем также организацию покушений на новых руководителей страны, причем опасность для Хамида Карзая наиболее велика. На 21 марта назначено открытие лойя-джирги, высшего совета старейшин племен Афганистана. Активизацию диверсионных действий партизан-талибов (и боевиков "Аль Каиды") можно ожидать в середине марта.
Весной можно ожидать также активизацию американских наземных операций против боевиков. Частичный вывод американских войск станет возможным лишь во второй половине года. Их функции возьмут на себя миротворцы ООН, сформированные из военнослужащих стран НАТО. Однако можно уверенно прогнозировать, что американские военные базы и специальные подразделения надолго останутся в Афганистане и в соседних странах, включая Узбекистан. Следующим этапом борьбы с мировым терроризмом для США станут Сомали, Йемен, Филиппины и, возможно, Судан. Правящие режимы в этих странах не в состоянии контролировать собственные территории. Филиппины уже достигли с США договоренности о проведении совместных операций против боевиков. Этому примеру последуют, видимо, и Йемен, и Сомали, и Судан. В этом случае действия США на их территориях будут иметь характер в основном не военных, а полицейских операций, хотя бомбардировки лагерей боевиков все же будут проводиться.
Открыто противостоять США в 2002 году будет лишь Ирак. В отличие от Афганистана, заменить неугодный режим в Ираке просто некем, и Саддам Хусейн, обеспечивший отсутствие оппозиции, знает это и может позволить себе эпатировать США. Он знает также, что категорически против войны с Ираком выступают ближайшие союзники США, в том числе даже Великобритания, а также Израиль, поскольку опасается, что станет первой жертвой этой войны. Можно не сомневаться, однако, что США уже в ближайшие месяцы (скорее всего, уже в феврале) предъявят Ираку ультиматум, требуя допустить международную инспекцию на засекреченные объекты. Очевидно и то, что Саддам Хусейн отвергнет любой ультиматум. Основные события, связанные с его активностью, мы прогнозируем на начало февраля, вторую половину марта, начало мая и ноябрь этого года. Если США нанесут массированные бомбовые и ракетные удары по Ираку и развернут боевые действия на земле, это будет их новой и главной стратегической ошибкой - начнется развал антитеррористической коалиции и консолидация мира ислама. Однако мы предполагаем, что до крупномасштабной войны (как в Афганистане) дело все же не дойдет. США ограничатся отдельными бомбовыми и ракетными ударами по определенному числу целей. Подготовка к войне с Ираком потребует много времени, в 2002 году эта война не начнется.
Что касается отношений с Ираном, также находящимся в глубокой оппозиции США, то американцы, видимо, надеются на постепенные внутренние изменения в самом Иране, ну а нынешнее руководство Ирана не намерено "дразнить гусей" за океаном.
Вернемся к Афганистану. Для России важнейшей проблемой, связанной с этой страной, остается производство и экспорт наркотиков. Напомним вкратце опиумную историю Афганистана. До начала войны 1979 года эта страна практически не участвовала в наркорынках, действовал официальный запрет на производство опиума. После 1979 года правительство потеряло контроль над сельскими районами и уже в 80-х годах под лозунгом "наркотики ради оружия против шурави" образовалась целая система выращивания, производства и сбыта. Регулярное сельскохозяйственное производство пришло в упадок, около 2/3 всех деревень было разрушено бомбардировками. С тех пор доля Афганистана в мировом производстве наркотиков непрерывно растет: 31% в 1986 году, 41% в 1991 году, 52% в 1996 году, 79% в 1999 году. От наркотического рынка кормится большинство сельского населения страны, а вокруг него разрослась огромная преступная мировая наркоимперия. Мировое сообщество (ООН) давно обратило на это особое внимание. "Талибан" в 1999 году, в связи с принятием санкций против Афганистана Советом Безопасности, издал декрет, приказывающий фермерам сократить выращивание мака на треть, однако, фактически производство было сокращено только на 10%. В 2000 году сильная засуха привела к падению объемов почти на 30%. 27 июля 2000 года "Талибан" издал декрет о полном запрещении выращивания мака, причем исследования ООН в феврале 2001 года подтвердили резкое сокращение его производства в контролируемых талибами районах. Однако в то же время резко увеличились посевы мака на территориях, контролируемых Северным альянсом, и объемы его производства там быстро превзошли объемы, контролируемые талибами.
Будут ли победители (новое руководство Афганистана) теперь резко сокращать объемы производства? Скорее всего, нет. Активная деятельность по уничтожению маковых полей и героиновых лабораторий может привести к новой партизанской войне, в которую будут вовлечены не только остатки талибов, но и десятки тысяч лишающихся всяких средств к существованию афганских фермеров и крестьян. США и НАТО также понимают это и если на словах и будут выражать озабоченность проблемой афганских наркотиков, то на деле не будут форсировать решение этой проблемы, тем более что основным путем распространения их в последние пять-десять лет стал среднеазиатский "шелковый путь" в Россию. Если мировое сообщество не предпримет эффективные меры для восстановления давно разрушенных ирригационных систем и регулярного сельского хозяйства, то можно уверенно прогнозировать, что производство наркотиков в Афганистане не уменьшится, по крайней мере, в ближайшие годы. Таким образом, именно восстановление сельского хозяйства Афганистана должно являться теперь одной из важнейших задач России в прямых отношениях с этой страной и в международной дипломатии, и комиссиях ООН по этой стране. Отметим, что на состоявшейся 21 января в Японии международной встрече по проблемам Афганистана само руководство Афганистана обратилось к России с просьбой о помощи в восстановлении ирригационных систем (а также в энергетике и разминировании). Общий объем инвестиций, необходимых для восстановления хозяйства, определен Хамидом Карзаем в $ 45 млрд, а в ООН - в $ 10 млрд. На ближайшие два года такие страны, как Япония, США и ЕС в целом, уже выделяют два миллиарда долларов. Ну а пока восстановление не началось, для России остается один выход - жестче контролировать пути распространения наркотиков через среднеазиатские республики, сотрудничая с американцами, которые начинают занимать в этих республиках все более весомые позиции.
Вернемся к войне с мировым терроризмом (хотя борьба с наркобизнесом также является одним из важнейших фронтов этой войны). Как мы прогнозировали еще в сентябре, сразу после начала "операции возмездия", Осама бен Ладен не пойман и не ликвидирован до сих пор. Напомним, что в предыдущем выпуске ИБ (N 1-2002) мы отметили на ближайшие полгода следующие опасные для него периоды: 16 февраля - 7 марта, 18 марта - 7 апреля, 1-11 мая. С другой стороны, в марте и в начале мая мы ожидаем попытки осуществления им новых крупных терактов. На 25-30 мая мы прогнозируем новую смену им и его ближайшим окружением страны пребывания. Охота за бен Ладеном спецслужбами США и НАТО ведется и будет вестись максимально активно, однако, все понимают, что с ликвидацией бен Ладена война с мировым терроризмом не только не кончится, но вспыхнет с новой силой. Мы полагаем, что в ближайшие годы террорист N 1 не будет ликвидирован или выдан США.
Со второй половины декабря и в первой половине января с первых полос мировых СМИ не сходила тема резкого обострения отношений между Индией и Пакистаном. Напомним, что Индия обвинила Пакистан в попустительстве или даже содействии мусульманским террористам, которые 13 декабря ворвались в индийский парламент и убили там десятки людей. Угрозы с обеих сторон чередовались с тяжелыми переговорами, но после личной встречи в начале января руководителей Индии и Пакистана Первез Мушарраф принял жесткие меры против радикальных организаций и мусульманских экстремистов. Конфликт между двумя ядерными державами пошел на спад. Отметим, что мы еще в октябре 2001 года (ИБ N 11-2001) подтверждали повышенную вероятность конфликта между Индией и Пакистаном в новых условиях, однако прогнозировали, что руководители этих стран проявят ответственность и не допустят открытого вооруженного конфликта.
Главным фронтом третьей мировой остается противостояние палестинцев и евреев в Израиле. Как мы неоднократно отмечали в предыдущих бюллетенях, Израиль в ходе борьбы с мировым терроризмом (которая будет названа по своим итогам через 8-10 лет третьей мировой войной) играет особую роль. Хотя потрясшие весь мир 11 сентября удары были нанесены по Нью-Йорку и Вашингтону и при этом со стороны террористов не прозвучало (до 7 октября) никаких требований, с самого начала было ясно, что ярость фанатиков террора обрушилась на США не только как на лидера западного мира, но и как на главного защитника Израиля. 7 октября, в день начала "операции возмездия", Осама бен Ладен заявил: "Америка не дождется мира, и война против Запада, против крестоносцев-христиан и евреев будет продолжаться до тех пор, пока, во-первых, не наступит мир в Палестине и, во-вторых, пока неверные не покинут святые земли мусульман". Мы дали прогнозы по развитию ситуации в Израиле и вокруг него в предыдущем выпуске нашего Информационного бюллетеня (ИБ N 1-2002, с.16-17).
Мы прогнозировали новое резкое обострение ситуации в Израиле (и на Ближнем Востоке в целом) уже на вторую половину января 2002 года, с пиком напряженности в период 15-20 января. Действительно, 15 января израильскими спецслужбами был убит один из руководителей боевого крыла палестинского ФАТХ, что вызвало многотысячные антиизраильские демонстрации палестинцев. 18 января боевиком-смертником был совершен массовый теракт против выходцев из России и стран СНГ: погибло 6 человек, более 30 ранено. Отметим, что мы еще летом прошлого года прогнозировали и то, что теракты впредь будут направлены прежде всего против выходцев из России. Следующее обострение ситуации вокруг Израиля (и в связи с Ираком) мы ожидаем в начале февраля.
Новый этап развития ситуации в мире и новый этап антитеррористической операции наступит с середины марта 2002 года. Этот этап будет характеризоваться также усилением реального сотрудничества с Россией, вероятно, после того, как Россия сыграет в феврале важную позитивную роль в разрешении арабо-израильского конфликта (в плане влияния на Ирак).

КАЛЕНДАРЬ ВАЖНЕЙШИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОБЫТИЙ В 2002 ГОДУ.
В заключение этого раздела приведем расписание планируемых на 2002 год важнейших международных встреч и событий.
31 января. Нью-Йорк, США. Экономический международный форум ("Давосский").
7 февраля. Париж, Франция. Парламентская конференция ЕЭС.
8 февраля. Оттава, Канада. Встреча министров финансов и глав центробанков крупнейших развитых стран мира и России.
12 февраля. Гаага, Нидерланды. Начало слушаний по делу С.Милошевича в Международном трибунале по бывшей Югославии.
3 марта. Абу-Даби. Объединенные Арабские Эмираты. Аравийский экономический форум.
21 марта. Кабул, Афганистан. Открытие лойя-джирги, высшего совета старейшин племен Афганистана.
25 марта. Бейрут, Ливан. Конференция глав государств и правительств арабских стран.
21 апреля и 5 мая. Франция. Первый и второй туры президентских выборов.
28 мая. Москва, Россия. Саммит "Россия-ЕС".
9 и 16 июня. Франция. Первый и второй туры парламентских выборов.
21 июня. Севилья, Испания. Саммит ЕС.
26 июня. Кананаскис, Канада. Саммит "Большой восьмерки".
22 сентября. Германия. Парламентские выборы.
1 октября. Пакистан. Парламентские выборы. Вероятный переход к гражданскому правлению.
26 октября. Пуэрто-Вальярта, Мексика. Десятый саммит АТЭС.
1 ноября. Прага, Чехия. Саммит НАТО, принятие в члены блока новых государств.
5 ноября. США. Выборы членов палаты представителей, трети членов Сената, 36 губернаторов штатов.
НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИИ
РОССИЯ В ЦЕЛОМ

В первой половине января центральные СМИ активно обсуждали ситуацию в Аргентине - аргентинский дефолт сравнивали с российским экономическим кризисом 1998 года и "примеряли" новый аргентинский сценарий к современному экономическому положению России. Оценки звучали самые разные, но, по нашему мнению, наиболее взвешенную и точную оценку дал А.Илларионов во время своей поездки в Санкт-Петербург. Он подчеркнул, что максимально жесткое валютное регулирование (модель Ковальо: 1 доллар = 1 песо) на протяжении последних десяти лет проводилось в Аргентине слабым правительством, постоянно идущим на популистские уступки, проводящим непоследовательный и недостаточный либерализм в экономике в других отношениях, в частности, в плане внешних заимствований (внешний долг за десять лет вырос с $ 60 млрд до $ 140 млрд). Это, конечно, напоминает экономический курс России в 1994-1998 гг.
Заметим, что мы еще в апреле 2000 года, сразу после избрания В.Путина, прогнозировали, что в экономике он будет проводить довольно жесткую либеральную политику и сильные либеральные реформы в отраслях, не связанных с ВПК (ИБ N 5-2000). Так и происходит. Однако правительство М.Касьянова не всегда выдерживает этот курс и иногда вынуждено идти на популистские решения или уступать сильным лоббистам в Госдуме. Так, в принятом недавно новом Трудовом кодексе под давлением левых в Госдуме минимальная зарплата определена не ниже прожиточного минимума - это справедливо, но пока нереально. На практике это приведет просто к двойной бухгалтерии и усилению "серого" капитала (собственно, уже привело). В Петербурге уже в середине января во все инстанции стали звонить возмущенные граждане с вопросом: почему прожиточный минимум в январе определен в 1139 рублей, в то время как в начале 2001 года он был равен более 1200 рублей? Ведь даже по официальным данным, инфляция за год составила около 20%! Ответ очевиден: это реакция правительства и местных властей на принятый Трудовой кодекс.
Другой пример: лоббисты отечественных автомобилестроителей добились увеличения таможенных пошлин на ввоз подержанных иномарок. Также очевидно, что эта мера вряд ли намного увеличит продажи отечественных "легковушек", а лишь только замедлит реструктуризацию отечественного автомобилестроения. Отметим, что 17 января Г.Греф объявил о приостановке введения указа об увеличении пошлин и о том, что они будут увеличены затем только на иномарки старше семи лет.
Наконец, сам В.Путин на встрече 12 января с А.Чубайсом рекомендовал ему (цитируем) "подходить к вопросу отношений с главами регионов-должников РАО ЕЭС неформально, хотя это и не совсем соответствует законам хозяйственной деятельности субъектов". Таким образом, Кремль вынужден все же иногда отступать от жесткой линии сильных либеральных реформ. Но все же, конечно, эти отдельные уступки не сравнить со стихией популизма, лоббизма и разгулом олигархии прежних времен.
В полном соответствии с нашими давними прогнозами Б.Березовский продолжает действовать по самым острым сценариям, вести свою безнадежную борьбу с В.Путиным, а Кремль "дожимает" подконтрольный бывшему олигарху ТВ-6. Он вместе с В.Гусинским инициировал в январе резко антироссийскую статью в газете "Вашингтон пост" (которая и ранее была связана с нашими олигархами) и продолжает из Лондона и Женевы угрожать Кремлю новыми разоблачениями операций ФСБ и коррупции в близких к власти кругах. Пик противостояния и активности Б.Березовского мы прогнозируем на май-июнь. Особенно скандальной ситуация вокруг него будет во второй половине июня. Напомним, что на май с.г. мы прогнозируем и большие перемены в правительстве и, весьма вероятно, отставку М.Касьянова (подробнее см. раздел персональных прогнозов). Возможно, Б.Березовский попытается представить все это как свою победу, однако, сомнительно, чтобы предстоящие перемены были ему на руку, скорее, наоборот. В этом году он будет только проигрывать.
Теперь о борьбе с новой олигархией. Активно продолжила ранее взятый курс уже в начале января Генеральная прокуратура: возбуждение уголовного дела против компании "Сибур" (дочернего предприятия "Газпрома") также активно обсуждается центральными СМИ, как ранее дело главы МПС. Многие обозреватели называют активность Генпрокуратуры последних месяцев "второй волной кампании борьбы против олигархов", однако, такое определение, скорее всего, упрощает суть происходящего. Проблема естественных монополий не связана прямо с борьбой с прежними олигархами. Эти монополии представляют собой по существу "осколки" бывшей советской системы и нуждаются в реструктуризации. Государству сейчас принадлежит около половины собственности в России - это слишком много для дальнейшего развития рыночных механизмов.
Реструктуризация нужна, но, как правильно отметили петербургские политологи В.Островский и С.Шелин, "война - слишком серьезное дело, чтобы поручать ее генералам" - в данном случае руководителям самих естественных монополий. Российская практика (на примере МПС) показывает, что сами руководители естественных монополий не справляются с этой задачей, отчасти потому, что в России слишком сильна теневая экономика, коррупция и организованная преступность. Дочернюю газпромовскую компанию "Сибур" предполагалось акционировать в рамках планировавшейся самим "Газпромом" процессов реструктуризации, Однако, руководство "Сибура" под влиянием внешних сил взяло скрытый курс на приватизацию и выход из "Газпрома". Его новый глава А.Миллер, обеспокоенный ситуацией вокруг "Сибура", ранее уже обращался к В.Путину, однако, насколько известно, Президент указал А.Миллеру на то, что он как глава "Газпрома" и должен сам решать эти вопросы. Как теперь стало известно, возбужденное по требованию А.Миллера уголовное дело упредило приватизацию "Сибура" на две недели. После приватизации и выхода из "Газпрома" расследовать криминальные связи "Сибура" было бы гораздо сложнее.
Таким образом, активность Генпрокуратуры против естественных монополий России вызвана опасностью (и реалиями) подключения к процессам их реструктуризации организованного криминала и коррумпированных структур. Можно все же сказать, что эта активность имеет целью предотвратить возникновение "второго поколения" олигархов, более мелких, но также опасных. Возникает, правда, вопрос: как же реструктуризировать естественные монополии? Вероятно, этот вопрос будет обсуждаться в правительстве в ближайшие месяцы.


НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
В настоящее время положение в экономике характеризуется наличием нескольких вполне определенных тенденций, относящихся, в основном, к структурным преобразованиям. Исключение составляет такая традиционная область экономики, как ВПК, необходимость в развитии которой уже не подлежит сомнению. С другими отраслями пока нет определенности, идет поиск приоритетов и критериев эффективности.
Что касается структурных тенденций, можно отметить следующие:
" усиление контроля государства за любыми видами бизнеса и деятельностью компаний, тесно связанный с ним фактический пересмотр результатов приватизации;
" интеграция в экономику стран постсоветского пространства;
" начало решения кадровых вопросов, показывающее, что стратегический выбор в дальнейшем развитии экономики уже сделан;
" наметившийся поворот на обеспечение интересов общества и отдельных граждан.
Когда подводились итоги первого года деятельности В.Путина в роли Президента России, нашлось немало людей (и не только в нашей стране), которые упрекали его в отсутствии каких-либо существенных изменений в экономике. Сейчас становится очевидным, что Президентом РФ была проведена огромная подготовительная работа. По всей вероятности, основные принципиальные моменты дальнейшего экономического развития страны для В.Путина никогда не были спорными, речь шла о том, какая из предложенных программ наиболее полно соответствует его модели и группе, которая эту модель будет реализовывать. В настоящее время вопрос решен в пользу команды Г.Грефа. Впрочем, понятие "команды" за последнее время несколько изменилось. Наметилась тенденция к решению внутренних кадровых вопросов в любой команде, происходит переформирование команд, их состав меняется, и представители других групп получили шанс войти в число "нужных" людей. Пресса и некоторые эксперты, описывая противостояние московской и питерской команд, как бы намеренно не замечают, что часть людей "разного призыва" волей-неволей начинают сотрудничать друг с другом, и продолжающаяся борьба соседствует с конструктивным сотрудничеством.
В настоящее время начинают проявляться ключевые фигуры, которые уже сейчас играют ведущую роль, такие как Г.Греф, В.Христенко, И.Клебанов. Несколько особняком стоит А.Чубайс, однако, по нашим прогнозам, его влияние сохранится, по крайней мере, до 2004 года.
По нашему ретроспективному прогнозу, неопределенность в выборе программы и выборе ключевых фигур сохранялась до сентября 2001 года, что косвенно подтверждается началом изменений в правительстве РФ в октябре и их дальнейшим развитием.
Наиболее ярко тенденция к перераспределению собственности в настоящий момент проявлена в ВПК, где создаются крупные холдинги и рассматривается целесообразность государственного финансирования различных проектов, что контролируется вице-премьером И.Клебановым и лично Президентом РФ, а также в реструктуризации естественных монополий. Напомним, что в последнем случае процесс начался с объявления о начале реструктуризации РАО ЕЭС, затем перешел в реструктуризацию энергетической отрасли, теперь речь идет уже о регулировании работы всех естественных монополий в комплексе с пересмотром полномочий руководителей естественных монополий и усилением контроля со стороны государства. Здесь же произошли и наиболее существенные кадровые перестановки, начатые еще весной 2001 года отставкой Р.Вяхирева и продолженные предъявлением обвинения Н.Аксененко и его отставкой.
Еще одним существенным моментом является тенденция экономической интеграции бывших союзных республик. Эксперты отмечают, что в 2001 году самым важным в этой области стало сближение с Украиной. После решения газовой проблемы и организации харьковского форума предпринимателей украинско-российское сотрудничество приобрело новое качество и теперь способно развиваться самостоятельно, без подталкивания со стороны глав государств. Что касается союзного государства России и Белоруссии, то не придя ни к каким приемлемым решениям по политическому оформлению данной структуры, стороны не оставляют намерения экономического сближения - и это задача 2002 года (по нашим прогнозам, наиболее важные соглашения будут заключены в июле-августе). Следует отметить также, что началась интеграция России в экономику Армении, государственные долги которой будут выплачиваться акциями промышленных предприятий. Есть также данные о восстановлении параллельной работы энергосистемы России с четырнадцатью странами СНГ, что фактически свидетельствует об окончании первого этапа создания единого экономического пространства (как и планировалось правительством РФ годом раньше).
15 января были опубликованы основные положения Концепции реформирования системы государственной службы РФ, что заявлено как приоритетное направление государственной политики, и это может иметь определяющее значение для дальнейшего развития экономики. Тем более что одним из пунктов значится "приведение государственной службы в соответствие с новыми экономическими условиями". Программа рассчитана на 2003-2005 годы и предусматривает повышение ответственности и четкое определение обязанностей чиновников, для чего будут разработаны административные регламенты.
По нашим прогнозам, процесс серьезных преобразований в этом направлении начнется в январе 2003 года. Однако первые подготовительные меры следует ожидать уже в начале мая, а конкретные шаги - в конце мая - начале июня 2002 года, что согласуется с нашим прогнозом относительно перестановок в правительстве РФ (май-июнь 2002 года). Предположительно, к этому времени процесс определения приоритетов в развитии промышленности будет завершен. Сама Программа претерпит некоторые изменения, что, впрочем, заложено уже в самом начале: разработка регламентов и прояснение перспектив для каждой отрасли и каждого уровня - дело небыстрое. Несмотря на то что в программе большое внимание уделено регламентации отношений между федеральным центром и регионами, первоначально основные перемены будут касаться московских структур, что вызовет их сильное противодействие.
Одной из заявленных целей Программы является переориентация государственного аппарата "на обслуживание интересов граждан и общества в целом". Косвенно наличие такой задачи подтверждается последним указанием В.Путина, данным естественным монополиям, о недопустимости перерыва в обеспечении граждан жизненно необходимыми услугами.
Проект Программы о государственной службе в прессе уже окрестили "бархатной революцией". То же самое можно сказать в целом о политике, проводимой В.Путиным, пока на первом этапе.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
В Санкт-Петербурге (и в Москве) в январе активно обсуждался визит нового спикера Совета Федерации С.Миронова и его заявление относительно законопроекта о придании Санкт-Петербургу столичного статуса (компенсации представительских функций, по скромному уточнению самого С.Миронова). В.Путин, как известно, заявил, что столицу в наш город переносить никто не собирается и что Петербургу это не нужно, однако, предложил подумать о переводе в Петербург, например, ЦБ и Гохрана. П.Бородин предложил сделать Петербург столицей будущего союзного государства России и Белоруссии.
Московские власти и чиновничество реагировали на инициативу С.Миронова очень нервно, а по некоторым телеканалам (ТВЦ Ю.Лужкова) просто истерично. Не обошлось даже без личных выпадов против "алчных петербуржцев, переехавших в Москву, но тянущих деньги на невские берега". Воспевалась в московских СМИ и мудрость Ю.Лужкова в противовес "злобному российскому правительству". Между тем, всей России прекрасно известно, что 80% всех российских финансов крутятся в Москве, что Москва давно уже держит первое место в европейских рейтингах как самый дорогой город Европы и что только этот "золотой дождь" от налогов и оборотов всех прописанных в Москве высокодоходных компаний, банков, а также трех-четырехкратные против средних российских московские цены на товары и услуги позволяют уважаемому Ю.Лужкову обустраивать Москву, причем многие экономисты считают, что под таким "золотым дождем" обустраивать и содержать Москву можно было бы гораздо эффективнее.
Мировой опыт не дает однозначного ответа на вопрос, нужна ли децентрализация столичных функций. Однако, реалии современной России - резкий разрыв обустроенности и уровня жизни в Москве и любом другом городе, а также замешанная на вековых традициях московская чиновничья клановость и коррупция, - просто требуют децентрализации столичных функций Москвы. Естественно, что Санкт-Петербург, 200 лет бывший столицей России (и отличной столицей!), является кандидатом N 1 на передачу части столичных функций. В России все другие крупные города боролись только за статус региональных столиц. Если какой-то город когда-то и претендовал на общероссийскую весомость, то назывался не иначе как "третья столица России".
Все это в прошедшем январе отмечали многие объективные обозреватели. Правильное, на наш взгляд, предложение выдвинул известный петербургский обозреватель, политолог и историк В.Островский (цитируем): "При подготовке изменений действующей Конституции стоило бы записать, что Москва - официальная столица России, а Петербург - федеральный столичный город. Стоило бы в связи с этим подумать и над тем, что такое конституционное изменение статусов может повлечь за собой изменение характера власти в двух городах. А именно: можно было бы доверить Президенту назначать градоначальников в обеих столицах. При этом сохранялась бы выборность депутатов обеих городских Дум. При таких условиях выборные органы, скорее всего, перестали бы искать разного рода политические выгоды, а стали бы ближе к интересам рядовых граждан, занявшись своим прямым делом".
Мы полагаем, что в наш город в перспективе ближайших двух-трех лет будут переведены сначала Гохран и Центральный банк, затем Министерство культуры. Госорганы будущего Союза России и Белоруссии также "пропишутся" в Санкт-Петербурге. Возможно, как предлагает В.Островский, переедет и Министерство иностранных дел, и ряд необходимых для работы министерств федеральных органов. В перспективе (через 10-12 лет), при следующем витке укрепления исполнительной власти, на новой исторической фазе развития России, в Санкт-Петербург будут переведены и все законодательные органы власти. В исторической перспективе России это неизбежно. Если бы в 1905 году Госдума была бы создана не в столице, а в Москве, то, возможно, не было бы и потрясений 1917 года.
Что касается ближайших перспектив передачи части столичных функций, то заметим, что мы еще в апреле 2000 года (ИБ N 5-2000) прогнозировали такой ход развития событий. Теперь мы вновь подтверждаем этот давний наш прогноз - до мая 2003 года будет принято решение о переводе в Санкт-Петербург некоторых центральных структур (вероятно, еще раньше Гохрана и ЦБ) и о придании нашему городу статуса столицы Союза России и Белоруссии.
Относительно визита С.Миронова, некоторые петербургские политологи (тот же В.Островский) пришли к выводу, что это был визит не столько спикера СФ, сколько дальнее и раннее начало предвыборной кампании кандидата в губернаторы. Отмечалось, что В.Яковлев не встречал спикера СФ в аэропорту (Е.Строева встретил бы обязательно) и что С.Миронов и В.Яковлев вообще не встречались во время этого визита. Вероятно, сам С.Миронов рассматривает свой нынешний статус спикера как временный - в переходном составе Совета Федерации, который в будущем, по его же словам, будет избираться, а не назначаться, как сейчас. Должность спикера СФ - отличная стартовая площадка для будущего кандидата в губернаторы - причем, возможно, в будущем не только города, но и Невского края. В советские времена статус первого секретаря Ленинградского обкома считался выше статуса руководителя палат Верховного Совета. При А.Собчаке такая точка зрения тоже имела право на существование. Способен ли С.Миронов выиграть выборы 2004 года? Сейчас это выглядит весьма сомнительно. Если бы выборы проходили в этом году, то победил бы наверняка В.Яковлев, действующий губернатор. Но мы проанализируем перспективы будущих выборов в следующем выпуске нашего бюллетеня.
Положение действующего губернатора сильное, но сложное. В.Яковлев, с одной стороны, продолжает укреплять свои позиции в городе. Войдя в состав высшего совета новой суперпартии "Единая Россия", он фактически нейтрализовал своих противников в ЗАКСе, группировавшихся во фракции "Единство", и перекроил весь политический ландшафт Петербурга в свою пользу. Из восьми существующих в ЗАКСе группировок оппозиционными губернатору остались теперь только две - СПС и "Яблоко", причем с "Яблоком" еще можно будет договориться. Однако, с другой стороны, ситуация вокруг самого губернатора, в ближайшем окружении, с лета прошлого года медленно, но неуклонно ухудшается. Хотя его рейтинги по-прежнему весьма высоки, а личные отношения В.Яковлева с В.Путиным с марта прошлого года внешне улучшились и стабилизировались (как мы и прогнозировали еще осенью 2000 г.), в июле прошлого года было возбуждено уголовное дело против вице-губернатора В.Малышева (и это мы прогнозировали еще год назад), а в декабре вынужден был уйти в отставку вице-губернатор А.Потехин. Суд над В.Малышевым должен состояться в феврале.
Выше мы отметили вхождение губернатора в высший совет "Единой России" как сильное укрепление его позиций в городе. Но из Кремля это может рассматриваться по-другому. В.Яковлев вновь, как осенью 1999 года, пошел в политику - в петербургском отделении "Единой России", тем самым путая партийные карты Кремля в Петербурге. В.Путин уже на объединительном съезде новой суперпартии открыто продемонстрировал свое весьма настороженное к ней отношение, тем более ему не нужна партия, в которой политическую ситуацию в Москве будут определять Ю.Лужков и Е.Примаков, а Петербурге - В.Яковлев. Некоторые петербургские политологи (В.Островский) уже рассматривают вариант преобразования "Воли Петербурга" (созданной С.Мироновым) в "Волю России" - в партию власти, альтернативную "Единой России". Мы полагаем, что вряд ли В.Путин будет открыто поддерживать такое преобразование, однако, очевидно и то, что "Единую Россию" ждет если не раскол, то большие неприятности для некоторых ее руководителей уже в этом году, не позже осени, а скорее всего, уже весной.






Перепечатка материалов, опубликованных в журнале “Информационный бюллетень”, допускается только по согласованию с редакцией.