На Главную Страницу

 

Свои пожелания и предложения можно оставить тут

 

 

Реклама


 

 

 

 

 

 

  Rambler's Top100 Rambler's Top100

РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ
И ОБЩИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ: СТРАНЫ СНГ ВКЛЮЧАЮТСЯ В ОРБИТУ ИНТЕРЕСОВ США.

    Еще в августе прошлого года российские СМИ рассуждали о дестабилизирующих этот регион талибах и перспективах Договора о коллективной безопасности стран СНГ. Сегодня ситуация в этом регионе коренным образом изменилась. Военные базы США развертываются в Узбекистане и в Киргизии. Таджикистан предлагает свою территорию для ВВС США, активно ведутся переговоры США с Казахстаном. В конце января официальный представитель госдепа США (Элизабет Джоунс ) во время визита в Киргизию заявила, что "американское присутствие в Киргизии будет значительным и долговременным" и, более того, что "когда конфликт завершится, мы не уйдем из Центральной Азии и будем расширять свое влияние во всех пяти странах" (имелись в виду Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Таджикистан и Туркменистан). Правда, на встрече с президентом Таджикистана Э.Рахмоновым та же Элизабет Джоунс заявила, что " США не намерены создавать постоянные военные базы в Центральной Азии" ("НГ", 28.1.2002), однако, эти противоречивые заявления являются на самом деле не более чем дымовой завесой и прощупыванием реакции России.
    9 февраля на "Давосском" форуме в Нью-Йорке США дали России официальные гарантии того, что их военное присутствие в Средней Азии не будут носить долговременный характер, однако, эти официальные гарантии, на наш взгляд, призваны больше успокоить внутреннюю оппозицию В.Путину в военных кругах России. Действительно, кто гарантирует, что военных операций США против Ирака не будет? Или, что ситуация в Пакистане, или в Афганистане вновь не обострится? Любое обострение военно-политической ситуации в этих неспокойных регионах позволит США настаивать, что новые военные базы им крайне необходимы.
    Доводы, которые позволяют утверждать, что США взяли твердый курс на включение этого региона в сферу своих интересов и своего влияния, почти очевидны. Это, во-первых, возможность близкого присутствия США к границам своих главных врагов - Ирана и Китая. Это особенно важно для США, учитывая, что в Пакистане они чувствуют себя все более неуютно, - там слишком сильны после афганской осенней войны антиамериканские настроения. Во-вторых, США сильно заинтересованы в изменении транспортных маршрутов нефти и газа в этом регионе. Ранее решенные в пользу России маршруты теперь будут (и уже начали) пересматриваться. Так, в январе реанимирован старый проект трубопровода из Туркменистана через Афганистан в пакистанский порт Карачи.
    Началась эта беспрецедентная экспансия американского влияния в сферу традиционных интересов России в октябре прошлого года с Узбекистана, который первый в этом регионе (с согласия России) предоставил свои аэродромы для американских ВВС. Все российские политологи в январе с.г. единодушно отмечали, что происходящее с осени прошлого года в Центральной Азии никто не мог предвидеть. Заметим, однако, что мы еще в 2000 году, прогнозируя на вторую половину 2001 года начало Третьей мировой войны, писали, что в грядущем конфликте на южных рубежах СНГ с талибами именно Узбекистан займет особую, проамериканскую позицию (ИБ№2-2000), - однако, такого резкого и быстрого расширения влияния США на весь центральноазиатский регион СНГ и мы не предполагали.
Лидеров этих стран СНГ вполне можно понять. Для них активное сотрудничество с США в антитеррористической коалиции - долгожданный и единственный шанс привлечь внимание к своим интересам, получить американские инвестиции, несравненно большие, чем может позволить себе Россия. При этом США, хотя на словах и говорят о том, что будут внимательно следить за положением в этих республиках с правами человека и свободой слова, на деле, конечно не будут педалировать именно эти темы, по крайней мере в первые годы наращивания своего влияния. К тому же, как известно, тема свободы слова на Востоке никогда не была актуальна.
    Каковы плюсы и минусы резкого усиления влияния США в этом регионе для России? Как правильно отмечают многие обозреватели (напр., В.Никонов, фонд "Политика"), негативные стороны очевидны:
-1. Потеряны прежние перспективы более тесной интеграции стран региона в рамках СНГ и Договора о коллективной безопасности. Правда, мы не исключаем того, что в случае обострения военно-политической обстановки в других странах (например, на Ближнем Востоке), США готовы будут к компромиссам с Россией в центральноазиатском регионе.
-2. В невыгодном для нас ключе будут решаться вопросы транспортировки нефти и газа из бассейна Каспия, - мы говорили об этом выше.
-3. Китай и Иран, о которых мы также говорили выше, являются нашими важнейшими партнерами. Американская угроза этим странам приблизилась теперь к их границам и это может вызвать очень нежелательные также и для России международные осложнения.
-4. США могут нарушить теперь шаткий баланс клановых, политических и экономических интересов внутри самих пяти центральноазиатских республиках СНГ, так как их присутствие провоцирует местных фундаменталистов. Если это произойдет, то расхлебывать все последствия дестабилизации придется не столько США, сколько России.
Однако, как это на первый взгляд ни парадоксально, Россия уже получила от американского присутствия в Центральной Азии и ряд позитивов:
+1. Разгром силами и средствами США режима талибов, который был настоящей головной болью России на протяжении нескольких последних лет, явился для нас, можно сказать, подарком судьбы. На самом деле Россия была заинтересована в ликвидации их режима в Афганистане не меньше, а больше США.
+2. Талибы были источником не только агрессии, но общей нестабильности в Центральной Азии (вспомним хотя бы ежегодные рейды боевиков ИДУ в Узбекистане). Теперь стабильность там все же окрепла, - если только сами американцы не будут вести себя в этих республиках как слон в посудной лавке.
+3. Присутствие США в этом регионе потенциально позволяет надеяться на гораздо более эффективную борьбу с афганским и среднеазиатским наркобизнесом, который чрезвычайно опасен прежде всего именно для России. США внимательнейшим образом отслеживают эту проблему во все мире, теперь будут отслеживать посевы наркосодержащих растений и в этом регионе, в том числе со своих спутников, чтобы весной в организованном порядке уничтожить эти посевы с воздуха. Россия должна максимально использовать эти возможности США.
+4. Некоторые российские политологи (тот же В.Никонов, "Труд", 2.2.2002) отмечают, что впервые во всей тысячелетней истории России ее историческая и тяжелейшая миссия защиты Европы от разрушительных волн с Востока перекладывается теперь в значительной степени на США, - раз уж они сами за это взялись. В.Путин справедливо указывал на то, что фактически не мы присоединились к борьбе США с мировым терроризмом, а США, получив 11 сентября мощный удар, стали нашим главным союзником в этой борьбе.
    Итак, новые реалии в Центральной Азии имеют для России как сильные минусы, так и не менее сильные плюсы. Что важнее? В конечном счете ответ на этот вопрос зависит от того, станут ли Россия и США стратегическими союзниками, или наш союз носит временный, тактический характер. Однако, мы полагаем, что в любом случае Россия гораздо больше выиграла от действий США в Афганистане, чем проиграла пока в Центральной Азии. Российские политики и политологи понимают, что Россия могла бы теперь играть в этом регионе более заметную роль и составить конкуренцию США только в том случае, если бы готова была вкладывать в этот регион сравнимые с США деньги и имела сильную армию (обычные, неядерные силы). Ни того, ни другого у России нет. Поэтому мы можем утверждать, что России придется строить свою политику в Центральной Азии на основе новых реалий, не надеясь на кратковременность присутствия США в этом регионе.
    Более того, учитывая наши долгосрочные прогнозы о том, что во второй половине 2003 года и затем особенно в 2008 году военно-политическая обстановка в Центральной Азии сильно обострится и там развернутся широкомасштабные военные действия Третьей мировой войны (ИБ№1-2002), России безусловно выгодно военное присутствие США в этом регионе.
    Мы полагаем также, что в ближайшей перспективе может быть поставлен вопрос о формах сотрудничества (если не о принятии) США и Пакистана (а также, возможно, Ирана и Афганистана) в "Шанхайскую организацию сотрудничества". Сейчас в нее входят Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан. Напомним, что еще в июле прошлого года (до событий 11 сентября в США) этой организацией была принята "Конвенция по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом" и тогда же к этой организации выразили желание присоединиться Пакистан и Иран (также Монголия), а США выразили желание принимать участие в этой организации в качестве наблюдателя. Тогда, летом 2001 года, участие США, Пакистана, Ирана в этой удачно найденной Россией и Китаем формой контроля Центральной Азии представлялось ненужным, - ведь именно против интересов США в этом регионе была направлена первоначально "Шанхайская пятерка".
    Однако, с осени прошлого года ситуация кардинально изменилась: во-первых, Россия и США (да и Китай) теперь официальные (и неформальные) союзники в антитеррористической коалиции. Во-вторых, американское военное присутствие в Центральной Азии делает желательным контроль за его динамикой всеми заинтересованными странами этого региона - как раз участниками "Шанхайской организации". Кроме того, включение в эту организацию Ирана способствовало бы выводу этой страны из числа "стран-изгоев" (по терминологии США). Конечно, прием в эту организацию еще и США, - при участии в ней Китая и Ирана, - пока выглядит проблематично, но февральские события, связанные с Ираком, показывают, что усилия российской дипломатии приносят теперь свои плоды даже в таких чрезвычайно сложных проблемах.

"ОСЬ ЗЛА" И НОВАЯ ДОКТРИНА ДЖ.БУША

    В полном соответствии с нашими декабрьскими прогнозами (ИБ№1-2001) США в январе-феврале начали "закручивать гайки" по всеми миру. Выступление Дж.Буша 29 января с ежегодным обращением к конгрессу США сразу было названо обозревателями "Посланием войны". В нем он сформулировал, в частности, концепцию "оси зла", в которую включил Ирак, Иран и Северную Корею. Эта концепция обосновывает крестовый поход против "стран-изгоев" даже не тем, что они нарушают какие- то международные нормы (как это было при Клинтоне), а соображениями морали. Вот дословная цитата из этого выступления Дж.Буша: "Государства, подобные этим, и их союзники-террористы составляют "ось зла", вооруженную для того, чтобы угрожать миру во всем мире. Своим желанием обладать оружием массового уничтожения они представляют серьезную и растущую угрозу. Они могут передать это оружие террористам, предоставив им средства, которые будут соответствовать уровню их ненависти".
    Концепция "оси зла" потребует от США ревизии не только внешней, но и оборонной политики. Это уже нашло отражение в проекте нового бюджета: в нем не только предусмотрено беспрецедентное со времен Р.Рейгана увеличение расходов на оборону ($396 млрд), но и сделан упор не на оборонительные, а на наступательные (дорогостоящие, новые, повышенной точности) вооружения, для ведения военных операций, подобных афганской.
    В своей речи Дж.Буш предупредил весь мир, все страны - "кто не с нами, тот против нас". Однако, первая реакция даже самых верных союзников США по НАТО на новую внешнеполитическую доктрину Дж.Буша оказалась весьма прохладной. Так, генеральный секретарь НАТО Дж.Робертсон заявил буквально следующее"Я думаю, что если американцы смогут представить убедительные доказательства связи между упомянутыми странами и террористическими актами, тогда союзники по НАТО этой информацией заинтересуются. Но пока этого не произошло". Как видно, от имени всех членов НАТО Дж.Робертсон не только фактически отверг концепцию "оси зла" (сначала надо представить убедительные доказательства), но и предупредил США, что даже при наличии таких доказательств немедленной и единодушной поддержки союзников США ожидать не следует (союзники лишь "заинтересуются этой информацией").
    Европейцев нетрудно понять. Конечно, ни Ирак, ни Иран, ни Северная Корея им также не нравятся, но Европа уже давно прилагает огромные усилия для ведения дел с этими государствами по определенным мирным правилам. Европейской дипломатией затрачены огромные усилия для поддержки реформаторских сил в руководстве Ирана, и эти усилия принесли свои плоды. США перечеркивают эту работу и наносят также удар по самим реформаторам в Иране - радикальная оппозиция "иракскому Горбачеву", президенту Мохаммаду Хатами уже вынудила его дать США резкую отповедь. Что касается Северной Кореи, то, как точно подметил обозреватель журнала "КоммерсантЪ-Власть" С.Строкань, "целясь в одного Кима - северокорейского, Джордж Буш попал в другого - президента Южной Кореи Ким Дэ Джуна, инициатора политики "солнечного тепла" - постепенного примирения и сближения двух Корей". Наконец, всему миру ясно, что проблема Ирака не сводится к устранению Саддама Хусейна, так как в Ираке начисто отсутствует альтернатива этому диктатору, вся оппозиция там давно уже им уничтожена. Однако, Дж.Буш действует так, будто не знает этого. Интересно сравнить реакцию всех трех стран "оси зла" на речь американского президента. Иран и Северная Корея не только сделали резкие заявления по этому поводу, но и предприняли ряд конкретных недружественных США и Западу в целом шагов. В отличие от них Ирак, на словах выступивший против новой доктрины США резче всех, на деле отступил - проявил готовность начать переговоры с ОНН без всяких предварительных условий. Это говорит о том, что из трех стран "оси" только Ирак воспринимает угрозы США как реальные. Это верно. 14 февраля Дж.Буш, уже зная о прохладной реакции своих союзников на свою новую доктрину, тем не менее заявил, что относительно Ирака оставляет за собой право предпринять те действия, которые считает нужными. В тот же день английская газета "Гардиан" опубликовала статью, из которой следует, что США активно разрабатывают планы войны с Ираком, в которой примут участие 200 000 американских солдат.
    Российская реакция на концепцию "оси зла" была озвучена в начале февраля в Мюнхене министром обороны РФ С.Ивановым. Он указал, что Россия "не готова" поддержать удары по Ираку и что "примерно такого же подхода придерживается большинство европейских государств". Кроме того, С.Иванов выразил озабоченность применением США избирательности и двойных стандартов, указав на такие страны, как Саудовская Аравия, Пакистан и Египет, где, по российским данным, давно обосновались и продолжают действовать проповедники воинствующего ислама и проходят обучение боевики. 14 февраля В.Путин на совместной пресс-конференции с премьером Канады подчеркнул, что российским спецслужбам известны все страны, так или иначе помогавшие режиму талибов в Афганистане, и Ирака среди этих стран нет.
    Тем не менее, российская дипломатия уже в январе (еще до воинственного послания Дж .Буша) оказала серьезное давление на руководство Ирака с целью добиться возвращения в него инспекторов ООН. В начале февраля его руководство, как мы отмечали выше, выразило готовность начать диалог с ООН по проблемам контроля без всяких предварительных условий, - шаг, весьма высоко расцененный ООН (но прохладно - США и Западом в целом). Напомним, кстати, что мы еще с лета прошлого года прогнозировали именно на февраль 2002 года значительные перемены и яркие события, связанные с Ираком, и успех российской дипломатии на Ближнем и Среднем Востоке в связи с изменением позиции Саддама Хусейна. Мы предполагали тогда, что Саддам Хусейн сначала (в январе) резко обострит ситуацию на Ближнем Востоке и только после этого, в феврале, России удастся изменить его позицию в позитивную сторону. В общем так, видимо, и произошло. Известно, что в конце января вице-премьер Ирака Тарик Азиз был в Москве и пытался добиться встречи с В.Путиным, однако, ему было заявлено, что пока Ирак не даст согласия на возобновление инспекции ООН, делать ем у в России нечего и никаких встреч не будет. Возможно, что эмиссар Хусейна надеялся на поддержку Кремлем своих конфронтационных относительно США и Израиля планов (как это бывало в прошлом), и обострение все же имело место, хотя и прошло как бы незамеченным в мировых СМИ, - однако, израильское правительство в январе все же провело отдельное заседание по угрозе ракетных ударов из Ирака, а затем вместе с США было проведено совместное учение по отражению ракетной атаки со стороны Ирака.. Так или иначе, в главном наш прогноз оправдался - России удалось повлиять на Саддама Хусейна в позитивном направлении. Однако, надо признать и то, что в мире, особенно на Западе и в США, проявление иракским лидером доброй воли прошло почти незамеченным. Запал и США не верят Саддаму Хусейну и, надо также признать, имеют на это веские основания. Прогнозы по Ираку мы даем ниже в разделе прогнозов главных международных событий.

ИЗРАИЛЬ: ЛОКАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ ИЛИ ФРОНТ ТРЕТЬЕЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ?
США И ЕВРОПА СМОТРЯТ НА ЭТО С ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ПОЗИЦИЙ.

    В конце января обозначилось резкое различие в подходах США и объединенной Европы (ЕС) к продолжающемуся в Израиле жесткому противостоянию евреев и палестинцев. Напомним, что во второй половине января (в полном соответствии с нашими прогнозами) ситуация там резко ухудшилась. Начало новому обострению было положено 15 января, когда израильскими спецслужбами был убит один из руководителей боевого крыла палестинского ФАТХ, что вызвало многотысячные антиизраильские демонстрации палестинцев. С тех пор теракты палестинцами проводились почти каждый день, причем в основном в районах проживания выходцев из России и стран СНГ. Отметим, что мы еще летом прошлого года прогнозировали и то, что теракты впредь будут направлены прежде всего против выходцев из России. Новые серии терактов проводились боевиками-смертниками (шахидами) после призыва Я.Арафата к палестинцам прекратить всякие боевые действия и на фоне массовых демонстраций самих палестинцев в поддержку шахидов и против Израиля.
    26 января Дж.Буш выступил с беспрецедентно жестким заявлением в адрес палестинской администрации и ее лидера, Я.Арафата, - "Я разочарован Арафатом. Я очень разочарован Арафатом", - и пригрозил полным разрывом отношений с Палестинской администрацией. Это заявление не стало неожиданным, по крайней мере для Израиля. Еще прошлой осенью Вашингтон прекратил призывать Израиль к сдержанности, а в середине января фактически не возражал против насильного заточнения Я.Арафата в его резиденции в Рамалле, где он блокирован израильскими танками уже с середины декабря. Ужесточение позиции США связано с тем , что Израилю в начале января удалось доказать США прямую причастность Я.Арафата к поставкам террористическим организациям Палестины оружия. После этого появились также слухи о том, что США подыскивают для Я.Арафата место высылки, называлась Греция. Правда, в правительстве Израиля считают по другому: "Пусть сидит в Рамалле, так всем спокойнее". Полный разрыв отношений США с Палестиной означал бы на деле карт-бланш Израилю на полное уничтожение Палестинской автономии и широкомасштабный ввод израильских войске в Палестину. По сообщениям местных СМИ, израильские власти уже разработали планы снабжения палестинцев всем необходимым на случай ликвидации их собственных местных властей.
    28 января Совет министров объединенной Европы (ЕС) прямо "в пику" США выступил с беспрецедентно жестким заявлением в адрес Израиля, призвав его немедленно прекратить все военные действия и сесть за стол переговоров с тем же Ясиром Арафатом, выразив при этом поддержку палестинскому лидеру. Более того, СМ ЕС пригрозил Израилю финансовыми претензиями за уже разрушенные в ходе боев здания и строения палестинской администрации (гражданского назначения), всего на сумму около 17 млн долларов. СМ ЕС осудил также и самого Дж. Буша - "за необъективный подход к конфликту". Затем Франция обнародовала свой план создания нового Палестинского государства и, вместе с другими европейскими странами, призвала Израиль "думать не только и не столько об обороне, но больше - о политическом урегулировании конфликта". Этот французский план предусматривает в качестве первого шага вывод израильских войск с палестинских территорий на позиции, которые они занимали до сентября 2000 года - до начала интифады, затем проведение в Палестине выборов, создание независимого государства, принятие его в ООН и уже затем - начало принципиально нового этапа переговоров между Израилем и Палестиной. Очевидно, этот план в условиях продолжающейся интифады абсолютно неприемлем для Израиля и противоречит позициям США. Чем вызвано такое демонстративно антиамериканское и антиизраильское заявление Совета министров ЕС, который ранее всегда придерживался взвешенной позиции? Мировые (и российские) СМИ фактически оставили этот вопрос без ответа.
    Мы полагаем, что тому есть несколько причин. Первая - боязнь Европы за свою безопасность перед лицом мирового терроризма "с мусульманским лицом". Вероятно, спецслужбы Европы располагают сведениями о том, что новые крупные теракты готовятся террористами именно в Европе. США приняли очень жесткие меры безопасности, затрагивающие личные свободы и права граждан США. Европа не хочет идти по этому пути и пытается "откупиться" от лидеров мирового терроризма этим заявлением. И не только этим заявлением. Например, на Всемирном экономическом форуме в Нью-Йорке 1 февраля ген. секретарь НАТО англичанин Дж. Робинсон заявил, что, "если США решат расширить антитеррористическую операцию на Ирак, или Иран, или другой регион, то такое решение не обязательно будет подержано другими членами НАТО". Лидеры Европы готовы принести в жертву террористам и Израиль, так как это заявление фактически связывает руки Израилю в борьбе с терроризмом.
    Вторая причина связана с тем, что в самой Европе влияние мусульманского лобби гораздо сильнее, чем в США (особенно во Франции, Англии и Германии, не говоря уже о Турции). США - это все там, за океаном, а миллионы мусульман живут и работают в Европе, и сотни миллионов живут в соседних странах, на юг и восток от Европы.
    Третья причина заключается в том, что Европа в январе оказалась сильно разочарована курсом евро относительно доллара (непрерывное падение!) и поведением крупнейших игроков на мировых финансовых и фондовых биржах - они делают ставки на США и американский доллар. Все банковские аналитики в январе прогнозировали дальнейшее падение курса евро, вплоть до позорного и неприемлемого для ЕС уровня в $0.84 уже к середине февраля. Вообще в целом январь показал, что США сильно укрепляют свои позиции, и при этом в значительной степени за счет ослабления, ухудшения экономических перспектив объединенной Европы.
    Добавим ко всему этому активно проамериканскую (с 11 сентября) позицию России. 27 января В.Путин выразил недовольство позицией и недостаточной активностью российского МИД на Ближнем Востоке (а также по вопросу снятия санкций с Ирака). 28 января МИД России впервые за все время арабо-израильского конфликта довольно определенно осудил администрацию Палестинской автономии (дословно) "за ее несостоятельность", хотя и призвал Израиль "не полагаться в решении конфликта только на силу". Отметим, кстати, что мы еще в сентябре прошлого года (ИБ№10-2001, с. 11) точно спрогнозировали, что Россия в январе-феврале 2002 года впервые после затяжного молчания начнет определять свои позиции на Ближнем Востоке в сторону осторожной поддержки Израиля.
    Все эти причины и вызвали резкий демарш Европы против США и Израиля. Поэтому же это антиамериканское и антиизраильское заявление так мало освещалось в мировых СМИ: как-то неудобно западным журналистам, союзникам по НАТО, обсуждать заявление, которое пытается "перевести стрелки" мирового террора с Европы на США, Израиль и Россию. Между прочим, все это еще раз подрывает версию "конспирологов" о том, что взрывы 11 сентября были спровоцированы "мировой закулисой" ("Комитетом трехсот", или "тайным мировым правительством") против вышедших из-под их контроля США, где победило не проеврейское лобби, а неподконтрольный ему Дж.Буш. Во всяком случае, отныне мировой заговор должен выглядеть в глазах "конспирологов" не "жидо-масонским", а скорее наоборот, "антисемитским". Еще раз в связи с этим выскажем свою позицию: "мировое теневое правительство" существует, но оно проиграло 11 сентября, мировое развитие пошло не по его сценарию, события в очередной раз вырвались из-под его контроля. "Мирная" и выгодная мировым транснациональным корпорациям "глобализация" сменилась неуправляемой Третьей мировой войной и нарастающим противостоянием США и Европы.
    По нашему мнению, после разгрома талибов в Афганистане главным фронтом Третьей мировой остается все же противостояние палестинцев и евреев в Израиле. Как мы неоднократно отмечали в предыдущих бюллетенях, Израиль в ходе борьбы с мировым терроризмом (которая будет названа по своим итогам через 8-10 лет Третьей мировой войной) играет особую роль. Хотя потрясшие весь мир 11 сентября удары были нанесены по Нью-Йорку и Вашингтону, и при этом со стороны террористов не прозвучало (до 7 октября) никаких требований, однако, с самого начала было ясно, что ярость фанатиков террора обрушилась на США не только как на лидера западного мира, но и как на главного защитника Израиля. 7 октября, в день начала "операции возмездия", Осама бен Ладен заявил: "Америка не дождется мира и война против Запада, против крестоносцев-христиан и евреев будет продолжаться до тех пор, пока, во-первых, не наступит мир в Палестине и, во-вторых, пока неверные не покинут святые земли мусульман" Мы писали об этом в предыдущем выпуске нашего информационного бюллетеня, но теперь уместно еще раз повторить это.
    События 10-11 февраля - впервые примененное боевиками ХАМАС ракетное оружие - выводят противостояние в Израиле на еще более опасный уровень. Отметим, что мы прогнозировали это новое обострение на начало февраля (ИБ№2-2002, с.10).

ПРОГНОЗЫ ГЛАВНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОБЫТИЙ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ

    В целом, судя по ранее запланированным международными организациями на март форумам, съездам, конференциям, этот месяц выглядит как время консолидации мусульман и арабского мира. Действительно, на 3 марта намечено открытие Аравийского экономического форума в Абу-Даби (Арабские Эмираты). На 21 марта запланировано открытие в Кабуле лойя-джирги, высшего совета старейшин племен Афганистана. Кстати, мы прогнозируем, что лойя-джирга примет рекомендацию о восстановлении в Афганистане монархии и что вице-король, 87-летний Захир Шах не позже января-февраля 2003 года вновь возглавит эту многострадальную страну.
    Далее, 25 марта в Бейруте (Ливан) должна открыться Конференция глав государств и правительств арабских стран. Если учесть еще, что 21 марта начинается главный мусульманский праздник, священный Новруз, то, действительно, в марте "ветер с юга и востока будет довлеть над ветром с запада".
    Наш анализ показывает, что этот первый весенний месяц станет "силовой точкой года", когда произойдут не только указанные выше ранее запланированные (и сами по себе очень важные) форумы и конференции, но и ряд неожиданных драматических событий, которые откроют новый "набор тем" года и сорвут некоторые ранее намеченные планы. Драматические события мы прогнозируем в Афганистане и на Ближнем Востоке. Возможно и новое обострение ситуации в Пакистане, и в его отношениях с Индией. Мы полагаем, что главные неожиданности произойдут около 20-21 марта (или несколько ранее, 7-11 марта), причем их характер будет таков, что вызовет кратковременную панику на мировых финансовых и фондовых биржах, значительные колебания (снижение) цен на нефть. Вероятно, это будет связано с угрозами крупных терактов и новым резким обострением ситуации в Израиле (16-31 марта). События затронут также интересы и безопасность США, для них главные проблемы месяца возникнут скорее всего 7-11 марта. Вновь на слуху мирового сообщества будут имена Осама бен Ладена и Саддама Хусейна. Мы полагаем, что они примерно с января с.г. негласно координируют свои планы (в том числе и против Израиля), хотя доказать когда либо это будет весьма сложно.
    Выше, анализируя ситуацию в Центральной Азии, мы отметили также успехи российской дипломатии во влиянии на позицию Ирака относительно контроля ООН. Однако, можно не сомневаться, что Саддам Хусейн также (параллельно заигрыванию с ООН) предпримет значительные усилия для консолидации арабского мира против США. Так, в январе уже имела место встреча представителей руководства Ирака и Ирана, впервые после их войны между собой многолетней давности. Мы прогнозируем теперь, что связанные с ним события будут кульминировать около 20 марта (в неожиданном ракурсе) и приведут к новому изменению политического ландшафта в этом регионе в ноябре-декабре этого года. До этого, тяжелым для Хусейна периодом будет вторая половина (16-26) мая и июнь. В июле им будут приняты очень важные принципиальные решения, которые надолго определят новое положение Ирака в мире.
    В связи с тем, что новое обострение военно-политической ситуации в марте будет, возможно, отчасти связано с претензиями США к Ираку (Саддаму Хусейну), то еще более значительно возрастет роль России в урегулировании ближневосточного конфликта. Резкую активизацию Хусейна мы ожидаем 11-16 марта и затем 3-7 апреля, но главные события, связанные лично с Саддамом Хусейном, произойдут в мае-июне. С 8 по 20 мая Ближний и Средний Восток из-за его действий будут на грани большой войны, неизбежны и отдельные столкновения, и резкие обострения и ряд громких скандалов, но все же большую войну в этот период удастся предотвратить. Поворотный момент наступит 13-18 мая. В конце мая и весь июнь Саддам Хусейн будет находиться в международной изоляции еще более сильной, ч ем последние 12 лет, у него не будет пространства для маневра.
    Если говорить о безопасности в отношениях Индии и Пакистана, то уже в январе Пакистан призвал Россию к роли посредника в своем конфликте с Индией, поэтому, в случае обострения в этом регионе роль России в мире также возрастет. Значительные усилия для преодоления угрозы мировой стабильности придется приложить и В.Путину, и Дж. Бушу.
    Главные заявления, подводящие временный итог и обозначающие новые перспективы достигнутых договоренностей, прозвучат в конце (около 28-го) марта. Напомним, что, в полном соответствии с нашими прогнозами, предыдущий международный кризис второй половины января, связанный с резким обострением ситуации в Израиле, вызвал резкие и очень разнонаправленные громкие заявления лидеров США, России и объединенной Европы 26-29 января. Новые "выяснения отношений", новые громкие заявления мировых лидеров мы прогнозировали далее на 25-28 февраля. Теперь - на конец марта. Мы полагаем, что мир в марте будет на грани больших потрясений, но это приведет к новому прорыву в отношениях США и России.
    Однако, как мы прогнозировали ранее (ИБ№1-2002), мартовский международный кризис не будет последним в этом году. В апреле новое обострение, новый виток широкомасштабных военных операций произойдет все же в Афганистане, или в граничащих с ним странах. Вероятно, покинувшие в октябре прошлого года в боевых порядках афганские города талибы подготовят к этому времени военные операции. Кроме того, мы подтверждаем наш прежний прогноз о подготовке руководством Аль Каиды крупных терактов на первую половину мая.
    В целом на ближайшие полтора-два месяца мы выделяем периоды 4-7, 16-21 марта и 1-3, 8-12 апреля как наиболее взрывоопасные и сложные. Однако, настоящие угрозы новых крупных терактов мы по прежнему прогнозируем на первую половину мая. Если в марте мировому сообществу все же, скорее всего, удастся избежать больших потрясений, то в мае угрозы крупных терактов в Европе, США, Израиле и России выглядят в нашем анализе гораздо опаснее.






Перепечатка материалов, опубликованных в журнале “Информационный бюллетень”, допускается только по согласованию с редакцией.