На Главную Страницу

 

Свои пожелания и предложения можно оставить тут

 

 

Реклама


 

 

 

 

 

 

  Rambler's Top100 Rambler's Top100

Из информационного бюллетеня №11_01

В настоящее время ситуация в электроэнергетике остается неопределенной, можно отметить, что ни по одному из жизненно важных для отрасли и отдельных компаний вопросов не принято окончательного решения, и локальные успехи и неудачи А .Чубайса и его оппонентов в ближайшем будущем могут быть сведены на “нет” очередным ходом противника. По-прежнему остается открытым вопрос о тарифной политике, и зачастую в разных регионах страны он решается по-разному. По-прежнему не решен вопрос о взаи модействии электроэнергетиков с железнодорожниками, что напрямую сказывается на тарифах. Отдельные конфликты, возникающие в разных регионах, заставляют потребителей искать иной выход, форсируя создания конкурентного рынка электроэнергии, однако, здесь по является слишком много “если” - пока это только попытки отдельных предприятий, городов или областей. Большую актуальность приобрели некоторые аспекты подготовки к зимнему отопительному сезону и завершение оформления к концу сентября Администратора торгов ой системы - некоммерческой структуры, определяющее влияние на которую будет иметь государство, что и закреплено в итоговом документе.

Напомним, что в сентябре провалилась попытка “Росэнергоатома” провести учредительное собрание Администратора торговой системы, собрав производителей и потребителей электроэнергии без участия РАО ЕЭС. Впоследствии конференция все же был а проведена, однако, не было принято решение о доле представительства компаний. В октябре этот процесс завершился. РАО ЕЭС действительно получит 50% голосов на период до конца 2002 года, однако, "АО-энерго", ФСК и Системный оператор, контролируемые РАО Е ЭС, все же не получат отдельной квоты, а поскольку решения в АТС должны принимать 75% голосов, диктат РАО проблематичен. По словам В.Христенко, доминирование РАО продлится не более полугода, т.к. реально рынок заработает только к середине 2002 года, а в январе 2003 доля РАО ЕЭС в АТС будет снижена. Учтено также предложение РСПП по поводу организации конкурентного рынка не на 5-15% от нынешнего объема оптового рынка, а на всем ФОРЭМе, объем которого составляет около 30% производимой электроэнергии. Таким образом, налицо успех руководства РАО ЕЭС, которое добилось значительных уступок и выиграло время. Однако АТС будет контролироваться государством - на решения наблюдательного совета АТС будет влиять специальный комиссар от государства, имеющий право вет о на все решения, чтобы, по словам В.Христенко, избежать угрозы дестабилизации рынка или ущемления прав поставщиков и потребителей электроэнергии. Поэтому ожидается очередная борьба влияний за пост комиссара, эта должность пока остается вакантной. Очевид но, что принятое решение трудно назвать окончательным, и в процессе его реализации возможны радикальные изменения.

Завершена одна из стадий конфликта РАО ЕЭС с московскими властями. В конце сентября все же произошла смена гендиректора “Мосэнерго”, хотя не обошлось без очередного скандала. В то же время РАО ЕЭС обжаловало требование межрайонной инсп екции о взыскании с компании задолженности в московский бюджет за счет имущества холдинга, как не соответствующее постановлениям правительства РФ и правительства Москвы о проведении реструктуризации задолженности по налоговым платежам, и решение арбитраж ного суда Москвы было положительным для РАО. Таким образом, РАО ЕЭС не лишено права распоряжаться пакетом акций АО “Мосэнерго” в соответствии с действующим законодательством. Напомним, что в выпуске №9 (2001) мы прогнозировали успешное решение РАО ЕЭС во просов собственности в конце сентября.

Одной из актуальных тем стала подготовка к зиме. Практически все официальные лица заявили о готовности и возможности обойтись без энергетического кризиса. Так, по данным А.Чубайса на 1 октября, на Дальнем Востоке созданы необходимые за пасы топлива и по углю, и по мазуту, и тенденции в изменениях взаимоотношений энергетиков с региональными властями позволяют рассчитывать на отсутствие перебоев с электроэнергией в отопительный сезон. То же говорит и министр энергетики И.Юсуфов, отмечая, что в этом сезоне удалось добиться наилучших за последние пять лет результатов и представляя результат как работу правительства России, руководства РАО ЕЭС и регионов. Вице-премьер В.Христенко отмечает, что успехи в подготовке к зиме связаны не только с административными мерами правительства, но и с дотациями правительства: к 25 сентября регионы получили 4,5 млрд рублей, возможно, будет выделено еще 5 млрд руб.

В то же время 11 октября состоялось заседание думского комитета по электроэнергетике, на котором присутствовали все заинтересованные лица, включая Министра энергетики И.Юсуфова, замглавы Госстроя Л.Чернышева и А.Чубайса. Участники засе дания отмечают, что топлива подготовлено достаточно, а техническое состояние коммунального хозяйства может подвести. Но никто не смог предложить вариантов, чтобы такую ситуацию изменить. Таким образом, отмечают обозреватели, кризис возможен, но это будет кризис не электроэнергетики, а жилищно-коммунального хозяйства.

Это заседание проходило уже после доклада мэра Екатеринбурга А.Чернецкого, возглавляющего Союз российских городов, который внес на правительственные слушания пакет предложений, касающихся экономических вопросов деятельности муниципалит етов. В докладе причиной проблемы задолженностей за потребление электроэнергии названы недостатки бюджетного планирования, основанные на политике государства. Предложения сводятся к тому, чтобы реструктурировать долги перед энергетиками либо частично их списать. По мнению А.Чернецкого, выплата региональными властями части муниципальных долгов проблемы не решает, необходимо закрепить за муниципальными образованиями целевой доходный источник для погашения существующей задолженности, а в дальнейшем - для п роведения жилищно-коммунальной реформы, т.е. решить проблему на государственном уровне. Кроме того, муниципалы высказались за мораторий на пересмотр энергетических тарифов в течение финансового года. Итогом правительственных слушаний стали поручения прем ьера М.Касьянова подготовить соответствующие изменения в Бюджетный кодекс, а также выработать предложения, которые бы позволили в кратчайшие сроки решить проблему задолженности муниципалитетов перед энергетиками.

Наряду с проблемой долгов бюджетных организаций перед электроэнергетиками официальные лица отмечают еще несколько, так и оставшихся нерешенными: прогрессирующий рост затрат на составляющие стоимости электроэнергии, прежде всего на желе знодорожные перевозки, и проблему тарифов на электроэнергию в целом.

А.Чубайс постоянно упоминает, что в ряде регионов тарифы еще не вышли на уровень экономически обоснованных, т.е. находятся на слишком низком уровне. Однако уже в начале октября (напомним, что в нашем предыдущем выпуске период 1-5 октяб ря был отмечен как обострение конфликтов для А.Чубайса) обозначился крупный конфликт в Курганской области, основанный на решении правления РЭК от 22 августа 2001 года о повышении тарифов на электроэнергию для основной группы промышленных предприятий боле е чем на 30%, тогда как аналогичные тарифы в других областях и без того существенно ниже. Глава курганских промышленников А.Чернов отмечает, что для энергоемких производств, в которых доля электроэнергии в себестоимости продукции приближается к 50%, цена изделий повышается настолько, что делает их неконкурентоспособными. Так, на комбинате “Синтез”, связанном с международным рынком лекарств, были вынуждены сократить численность работников на 450 человек, а до конца года при сохранении тенденции роста зат рат предполагается сокращение еще 2500 человек. Сложная ситуация и у металлургических производств, в себестоимости продукции которых доля электроэнергии более 20%.

Сейчас говорят о возможной попытке ряда предприятий Курганской области обеспечить себе прямой выход на Федеральный рынок энергии и мощности, и если попытка будет успешной, их примеру последуют и другие предприятия.

На экстренном заседании в начале октября Союз промышленников сделал заявление о том, что будет добиваться смены руководства Курганской РЭК, которая, по их мнению, не заботится о надежном энергоснабжении хозяйственного комплекса области и пренебрежительно относится к защите прав потребителей. Союз промышленников направил обращение губернатору области с просьбой принять необходимые меры и обращение с оценкой кризисного положения промышленности Зауралья депутатам Федерального собрания от Курганской области. Рассматриваются варианты о переводе предприятий в другие области, где экономические условия для развития более благоприятны. Ряд предприятий уже получили предложения о переводе производства в Тюменскую область.

Другой вопрос - как повлияет на тарифы начатая реструктуризация отрасли. Так, существует мнение, что региональные энергетические комиссии должны включать в тарифы для потребителей затраты на реформирование региональных систем. Кроме то го, возможна переоценка активов РАО ЕЭС, которая также может повлечь за собой повышение тарифов за счет переоценки стоимости основных фондов компании и повышения амортизационных отчислений. Этот вариант был предложен А.Чубайсом еще год назад, правда, пре дполагалось, что схема будет рыночной, компании энергетической отрасли станут предметом товара, и стоимость рентабельных компаний возрастет. В настоящее время предлагается схема в отсутствии рыночной конкуренции, однако, и то, и другое приводит к повышен ию тарифов.

В этой связи некоторым диссонансом прозвучала успешная договоренность губернатора Нижегородской области Г.Ходырева с РАО ЕЭС об условиях погашения задолженности региона и о возможности не повышать тарифы до 1 мая. Это было сделано посл е отказа РАО ЕЭС начинать отопительный сезон, не обговорив предварительно эти вопросы. В то же время нижегородское отделение РАО требовало немедленного повышения тарифов для предприятий и организаций, на что Г.Ходырев отреагировал заявлением о возможном объявлении в регионе чрезвычайного положения. Хотя именно в этом случае, скорее, имела место частная договоренность С.Кириенко с главой РАО ЕЭС (как это уже случилось в прошедшем сезоне), что лишний раз доказывает отсутствие четких механизмов государстве нного регулирования отношений.

В первой половине ноября прогнозируется поддержка А.Чубайса государственными структурами. Однако в том, что относится к союзникам и деловым партнерам, ситуация более проблематична.

В период 5-10 ноября могут проявиться неблагоприятные для А.Чубайса действия союзников, в том числе и соратников по СПС. В это же время вероятна работа финансовых комиссий в РАО ЕЭС или иной пересмотр вопросов собственности. По нашим п рогнозам результат будет благоприятным для А.Чубайса, хотя процесс и вызовет противодействие со стороны оппонентов.

Во второй декаде ноября ожидается рост непопулярности действий А.Чубайса, возможно, с широким общественным резонансом. Возможно, это связано с проводимой им линией в тарифной политике. На это же время прогнозируется обострение спорных имущественных и финансовых ситуаций.

На период 17-22 ноября прогнозируется благоприятное для А.Чубайса и РАО ЕЭС решение финансовых вопросов, предположительно в это время компанией будет осуществляться дальнейшее финансовое планирование.

Третья декада ноября будет успешна для решения вопросов социальной и законодательной сферы, а также получения поддержки властей в реализации своей линии. Однако в это время могут обостриться отношения с Думой и внутрипартийные противор ечия в СПС, что может привести к серии жестких заявлений А.Чубайса.

В период 25-30 ноября вероятно успешное подписание соглашений, повышение активности А.Чубайса и РАО ЕЭС в регионах, поездки по стране и за рубеж.

Из информационного бюллетеня №10_01

В настоящее время аналитики отмечают затишье вокруг реформы естественных монополий, включая РАО ЕЭС, что наряду с созданием Единого тарифного органа, подталкивает к выводу, что реф орма не будет проводиться административными методами, а регулировать все будет внешний рынок и давление конкуренции. По мнению обозревателей, попытка реформирования РАО ЕЭС показала, что менеджмент монополии сильнее “внешних” реформаторов профессионально и имеет больше влияния на власть, поэтому способен добиться утверждения собственной программы, какой бы спорной она ни была. Учитывая, что основным тез исом при реформировании монополий все же является конкурентоспособность государства, такой подход не может устраивать его представителей. В данном случае эксперты сходятся на невозможности в настоящее время для государства создать условия для снижения из держек и тарифов и, следовательно, для нормальной конкуренции. В результате единственным способом реформирования становится внешняя конкуренция, заставляющая компании искать внутренние резервы.

Событийный ряд августа-сентября подтверждает эти тезисы. Прежде всего, в свете конфликта, начавшегося между РАО ЕЭС и “Росэнергоатомом”, позиция которых по реформе электроэнергетики резко различается. Толчком для возобновления вз аимных претензий послужили разногласия по поводу передачи электроэнергии “Росэнергоатома” по сетям РАО ЕЭС в Грузию. “Росэнергоатом” заключил контракт с работающим на грузинском энергорынке крупным германским концерном сроком на пять лет с началом работы 1 июля. РАО ЕЭС отказалось предоставить свои сети, не зная содержания контракта. В результате 23 августа Федеральная энергетическая комиссия разбирала конфликт между “Росэнергоатомом” и РАО ЕЭС, рекомендовав уладить спорные вопросы в течение двух недель . А уже 24 августа комиссия Министерства по антимонопольной политике рассматривала дело о нарушении РАО ЕЭС закона о конкуренции - с подачи “Росэнергоатома”.

Следующим ходом атомщиков была попытка провести учредительное собрание администратора торговой системы, собрав производителей и потребителей электроэнергии, но без участия РАО ЕЭС, однако холдинг добился запрета собрания у В.Хр истенко. В результате 5 сентября “Росэнергоатом” взамен АТС провел конференцию “Создание конкурентного оптового рынка электроэнергии в России”, на которой представители производителей и потребителей обсудили общие для участников проблемы, но уже при учас тии РАО ЕЭС. Целью конференции стала выработка общего документа по проведению реформы и текущему взаимодействию, который должен быть представлен в правительство в середине сентября. Одним из спорных моментов стал вопрос о долях представительства в АТС, п ричем представитель РАО ЕЭС категорически не соглашался на долю менее чем в 30-40% голосов. Однако при этом отмечалось, что у РАО ЕЭС фактически не осталось союзников, ни среди производителей, ни среди потребителей. Напомним, что в нашем предыдущем выпус ке мы уже отмечали, что основная слабость позиции А.Чубайса в отсутствии надежных союзников и наличии только временных, что в сентябре будет иметь особо е значение. И что если он и преуспеет в заключении соглашений, то должен будет искать себе партнера уже в первых числах месяца. Судя по дальнейшему развитию событий, этого не произошло, и успехи А.Чубайса в настоящее время носят локальный характер, как, например, отмена собрания АТС или отставка директора “Мосэнерго” А.Ремизова.

10 сентября М.Касьянов подписал распоряжение о реорганизации концерна “Росэнергоатом”, в результате чего атомщики получили право на монополию в электроэнергетике и преимущество в конкуренции с РАО ЕЭС. Теперь все АЭС будут в финансовом подчинении у концерна и будут полностью им контролироваться. Напомним, что РАО ЕЭС и Минэкономразвития были категорически против создания единой компании, мотивируя это возможностью монополизации рынка.

Кроме того, пока идут очередные отключения потребителей электроэнергии за долги (в начале сентября были отключены некоторые предприятия в Ульяновске и населенные пункты в Ульяновской области и существенно сокращена подача электроэнерги и в жилые дома города), недавно избранный мэр Воронежа А.Ковалев сделал попытку найти другой выход из создавшегося положения, который, в случае удачи, может послужить примером для других региональных руководителей и, несомненно, “на руку” “Росэнергоатому ”. В конце августа в Воронеже создана энергоснабжающая организация с участием Нововоронежской АЭС, альтернативная РАО ЕЭС, что должно помочь городу погасить долги перед “Воронежэнерго” с помощью взаимозачетов (т.к. эта организация сама задолжала Нововоро нежской АЭС) и получать электроэнергию фактически по себестоимости, а это позволит существенно снизить тарифы для потребителей.

Что касается РАО ЕЭС, основным их тезисом в настоящий момент остается отождествление своих интересов с интересами государства, и в этих интересах представители компании предостерегают о следующей опасности - монопольное влияние компани и на рынок может быть заменено монопольным влиянием крупных потребителей на ценообразование, что не выгодно ни РАО, ни государству.

В конце августа - сентябре получил продолжение конфликт А.Чубайса с Ю.Лужковым, начавшийся попыткой РАО отправить в отставку главу “Мосэнерго”. По всей вероятности, просьба Президенту о принятии кадровых решений в РАО ЕЭС осталась без ответа, и мэр Москвы предпринял другой ход, заявив, что намерен начать процедуру банкротства РАО ЕЭС. Официально объявленные обеими организациями данные противоречивы. По одним сведениям, РАО должно по налогам и по дорожному фонду суммарно порядка 3 милл иардов, а правительство должно 1,4 миллиарда “Мосэнерго”. По другим - долг правительства Москвы составляет 2,5 миллиарда плюс долг предприятий, в которых правительство имеет долю - 12 миллиардов, что существенно превышает долги РАО. Что касается А.Ремезо ва, то история его отставки достаточно драматична и потребовала двух внеочередных собраний акционеров, нескольких судебных решений, защиты здания “Мосэн ерго” от проникновения людей РАО с помощью ОМОНа и вмешательства полпреда Президента в ЦФО Г.Полтавченко для устранения конфликта по этому вопросу между А.Чубайсом и Ю.Лужковым.

В итоге 10 сентября на внеочередном собрании акционеров “Мосэнерго” было реализовано решение, принятое Г.Полтавченко 4 сентября (ранее нами прогнозировался период 2-6 сентября как успешный для А.Чубайса в плане судебных решений и догов оренностей с представителями властных структур), и А.Ремезов отстранен от руководства компанией. Ни один из претендентов на должность гендиректора не набрал достаточное количество голосов. Теперь решение о назначении нового генерального директора имеет п раво самостоятельно принять руководство РАО ЕЭС, которое, однако, заявило о своем намерении согласовать это решение с властями Москвы и Московской облас ти.

Тем не менее, ситуация продолжает развиваться. 11 сентября судебные приставы по требованию межрайонной налоговой инспекции наложили арест на 22% из 50,87% акций “Мосэнерго”, находящихся в собственности РАО ЕЭС в обеспечение взыскания с РАО задолженности в бюджет Москвы и территориальный дорожный фонд в сумме 2,212 млрд руб. РАО подало в суд на решение налоговой инспекции, ссылаясь на постановление о реструктуризации в течение четырех лет, и пообещало мэру Москвы предпринять ответные д ействия, в т.ч. предъявить требование о немедленном погашении правительством Москвы долгов за потребленную электроэнергию.

Стоит также упомянуть, что на заседании Госсовета по проблемам реформы системы образования 29 августа Ю.Лужков не преминул помянуть реформу РАО ЕЭС, отметив, что результаты работы группы Госсовета по этой реформе “оказались практически невостребованными” и теперь по проблеме работает какой-то другой комитет, что можно уже считать моделью, которой “заканчивается согласительный процесс рабочих групп Госсовета с правительством”. Этот тезис, однако, встретил возражения Президента РФ.

Таким образом, четкой программы реформы по-прежнему не существует, и проект еще будет претерпевать серьезные изменения (как и прогнозировалось нами ранее).

В начале октября напряженный период для А.Чубайса продолжится. Особенно неблагоприятно для него время 1-5 октября, когда снова может быть поднят вопрос о необходимости принятия “кадровых решений” в РАО ЕЭС и замене А.Чубайса, а также о бострится противоборство сторонников различных точек зрения на реформу электроэнергетики в правительстве РФ и/или администрации Президента. Кроме того, вероятен рост непопулярности А.Чубайса и широкомасштабная компания в прессе. Тем не менее, неблагоприятный прогноз смягчается за счет того, что обсуждения по любому из вышеописанных вопросов затянутся и конкретные результаты и решения проявятся только к середине месяца, когда для А.Чубайса наступает достаточно благоприятный период.

Во всяком случае, в районе 17-22 октября для А.Чубайса начнется новый и успешный этап в деятельности при поддержке государственных чиновников. Не исключено также, что в это же время А.Чубайс будет принимать активное участие в делах СПС .

Однако в последних числах месяца отношения А.Чубайса с представителями властных структур вновь обострятся. В том числе вероятно рассмотрение дел в судебных инстанциях. Тем не менее, достигнутые к этому времени А.Чубайсом основные позиц ии вряд ли будут претерпевать изменения. Речь скорее идет о важных, но конкретных вопросах, чем о стратегической линии. Напомним, что как раз в сентябре А.Чубайс проиграл именно в стратегических вопросах. Правда, в октябре ему представится шанс взять сво его рода реванш.

Назад